Аромштам, М. Читающий ребёнок. О детях и чтении / Марина Аромштам. – Москва : РОСМЭН, 2023. – 160 с. – (Книги для родителей).
ISBN 978-5-353-10306-6
АННОТАЦИЯ: Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок читал книги. Ведь для многих взрослых читающий ребёнок — значит, думающий человек, способный получать и анализировать нужную для себя информацию. Так в каком возрасте и с чего начать приучение малыша к чтению? С какими трудностями и детскими вопросами сталкиваются родители на этом пути? Какие жанры ребёнок может воспринимать в определенном возрасте? Как говорить с ребёнком о сложном? В этом поможет разобраться Марины Аромштам в своей книге «Читающий ребёнок».
Книга обстоятельно структурирована, в каждой главе выделены важные для автора смыслы. Приведём цитаты как квинтэссенцию текста и законспектируем первую часть книги вместе.
От автора
- Что такое чтение?
Чтение – культурное занятие, а к нему принуждают насильственными методами.
Если чтение не является частью уклада семьи, родительское желание видеть ребёнка читающим чаще всего носит утопический характер.
Мироощущение, ценности, язык другого поколения выражаются с помощью других книг.
Смысл детского чтения – в создании и структурировании внутреннего мира ребёнка, развитии его индивидуальности и человеческой сложности.
Книжный старт
- Что происходит, когда ребёнку читают?
Чем больше людей ценит человеческую сложность, тем меньше ужасных действий совершается вокруг нас.
Чтобы заговорить, маленькому ребёнку нужно слышать живую человеческую речь. Речь «техническую» малыш до какого-то возраста не воспринимает. Когда малышу читают, он смотрит на картинку в книге. В это время мозг ребёнка проводит серьёзную работу по координации слуха и зрения – пока глаз исследует картинку, ухо воспринимает речь, мозг соотносит информацию, переводит её с одного «языка» на другой.
- Когда начинать читать ребёнку?
Желание вырастить из новорождённого гения может обернуться самыми неприятными последствиями и для ребёнка, и для детско-родительских отношений.
Ребёнку 8-12 месяцев интересно не специфическое назначение предметов, а в первую очередь свойства предметов, проявляющиеся в ответ на действие. И на этом этапе важно выделять книгу из ряда предметов: это не кастрюля и не кубики. С книгой мы делаем то-то и то-то. ВМЕСТЕ.
- Читать малышу, выгнув спину
Чтение вслух помогает планировать жизнь и вписываться в режим дня. Ведь, открывая книгу, вы примерно знаете, сколько времени будете читать – одну сказку, одну главу, две страницы и т.п.
Не говорящему или только начинающему говорить малышу по преимуществу рассказываем, говорящему – уже читаем (и рассказываем).
Читать малышу непросто: мы смотрим на картинку, называем действие, изображаем действие, снова возвращаемся к книге. Тут задействованы не только глаза и уши, но и всё тело ребёнка (и родителя).
Пока малыш не начал говорить, можно не утруждать себя поисками текстов, которые он поймёт. Гораздо важнее на этом этапе найти книжку с «правильными» картинками – такими, которые его зацепят, на которые он станет смотреть.
Малыши ещё не способны охватить изображение целиком, не способны воспринять сюжетную сцену.
- «Где найти хорошие книги?»
Выбирая книгу, нужно помнить: вам нужна не хорошая книга вообще, а хорошая книга для конкретного ребёнка.
- «Мой читает только про машинки»
Маленький ребёнок выбирает ту или иную книгу за картинки или даже за какую-нибудь одну картинку, - возможно малышу нравится какой-то персонаж или какие-то звуковые сочетания или ритм повествования.
Если чтение становится неотъемлемой частью детской жизни и одной из важных потребностей, то круг интересных ребёнку книг в какой-то момент непременно расширится.
В середине ХХ века на страницы детских произведений выходят новые персонажи – вещи и предметы, относящиеся к миру техники. В том числе – автомобиль.
- Что привёз грузовик? Чем нагружен прицеп?
Пушистость и глазастость героев детских книг всего лишь отражают представления о детстве, каким его видели в поздний советский период.
В трёхлетнем возрасте ребёнок, играя, начинает использовать предметы-заместители: берёт предмет, который довольно условно напоминает ту или иную реалию, и «назначает» его на роль этой реалии.
Так это же и есть новое слово в детской литературе – увлекательно и точно описать, как маленький ребёнок думает внутри игры (и жизни), причём рассказать об этом самому ребёнку. Не как он чувствует и переживает, а именно как он думает.
- Книжка вместо колыбельной?
Лучшее время для чтения – когда ребёнок хочет слушать книжку, а у взрослого есть возможность ему почитать.
К вечеру потребность в движении снижается и ребёнку, как и взрослому, хочется «чистого общения», на смену внешнему движению приходят «движения души».
Чтение перед сном не должно выполнять функции колыбельных. У наших предков колыбельные служили для укачивания младенца, отгоняли злых духов. Поэтому от ребёнка не требовалось, чтобы он внимательно слушал слова.
Заснуть означает для малыша погрузиться в «темноту», «покинуть мир», пусть и на время. Нерушимую связь с внешним миром ребёнку гарантирует присутствие мамы.
- Об одной из любимых «малышовых» книг детства
У детей 60-х годов прошлого века не было компьютеров и ридеров. Даже плееров не было. Всё обилие гаджетов сводилось к проигрывателю. Но это была настоящая страсть – пластинки.
Важнейшая мамина забота – уложить детей спать. И это понятно даже двухлетнему малышу.
С точки зрения ребёнка, существование мирового порядка нуждается в постоянном подтверждении. В детской приверженности к ритуальности выражается потребность в устойчивости окружающего мира.
Прочитана и законспектирована первая часть. А что дальше?
Часть вторая. Как обучает книга?
Часть третья. Ребёнок учится читать
Часть четвёртая. Книги, которых боятся взрослые
Часть пятая. Сложности понимания