logotip      b1      dep

Взрослая номинация

О Т З Ы В Селяева Виктора на книгу М. Слегерс «Записки для Пелле» (Москва)

О Т З Ы В

Селяева Виктора

Н А    К Н И Г У

М. Слегерс

«Записки для Пелле»

 Папа двенадцатилетнего мальчика Пелле умер от рака год назад. В годовщину смерти отца герой получает от мамы коробку с записками папы для сына. Каждую неделю Пелле должен открывать одну из них и выполнять то, что там указано. Таким образом, Ричард, отец мальчика, помогает сыну преодолеть страшное горе, научиться жить дальше.

Это повесть о любви между отцом и сыном. Любви всепоглощающей. Такой любви, которая способна преодолеть любые преграды. Любви, продолжающей жить после смерти героя, творить чудеса, влиять на судьбу близких людей.

С первых строк повести Марлис Слегерс погружает читателя в рассуждения о смерти. «Люди умирают, и папа не исключение», – размышляет взрослеющий двенадцатилетний Пелле. Тема смерти проходит красной линией через всё произведение. Простота и реалистичность повествования пробирает до мурашек.

Медленно, шаг за шагом через воспоминания и рассуждения главного героя читатель погружается на самую глубину душевного ада Пелле, понимает, насколько тяжело и невыносимо мальчику жить без отца. Без папы «в доме с каждым днём становилось всё меньше воздуха», «жизнь превратилась в недосоленный суп». Лисбет, мама мальчика, резко постарела, поседела, начала курить, руки её покрылись морщинами, стали напоминать «старую мятую бумагу», за последний год она очень много плакала – «выплакала всё Эгейское море». «Когда мой отец умер, моя мама тоже немножко умерла», – рассказывает Пелле однокласснику. Первое проведённое без папы лето «напоминало осень», оно было «унылое и мрачное». «Мы с мамой точно в коконе», – говорит Пелле про жизнь после смерти папы. Мальчику откровенно не хватает духовной и эмоциональной связи с отцом. Герой восклицает: «Я скучал по его смеху, по щелчку, с которым он вставлял ключ в замок входной двери. По его запаху. По его ворчанию при виде беспорядка, который я устроил в гостиной или на кухне. По тому, как он подбадривал меня во время футбольных матчей. По тому, как он мог перечислить все скопления звёзд на небе…» Эти слова очень ярко и точно передают эмоциональное состояние Пелле, его абсолютно нестерпимую душевную боль. Жизнь героя разделилась на «д.с.п.» – до смерти папы и «п.с.п.» – после смерти папы. И кажется, нет конца его горю. Ничто не вернёт ему радости. Мир несправедлив, ведь папе было всего 45 лет!

«Я вдруг почувствовал, что ужасно скучаю по папе. Я будто бы ощущал его рядом, словно он находился в воздухе, в каждой его молекуле», – говорит Пелле. И так каждое мгновение жизни, каждую секунду. Папа умер, то есть теперь, как разумно отметил Пелле, «состоял из нуля клеток». «И при этом заполнял собой весь дом», всю душу мальчика.

Кроме того, через воспоминания главного героя читателю предстоит узнать в мельчайших подробностях, как Ричард угасал с момента, когда в его теле начали «набирать мощь и готовиться к нападению агрессивные клетки». Папа «начал уменьшаться», слабел с каждым днём, «волосы выпали», «в конце ему не нужно было бриться», лицо его осунулось, а щёки напоминали «пустые целлофановые пакетики». Жутко!  

Для чего автор заставляет нас по-настоящему страдать вместе с его героем, гуманно ли это? Особенно если учесть, что книга рассчитана на читателей 12+ лет. Неужели детям в 12 лет пора всесторонне и многогранно изучить тему смерти? На мой взгляд, нет однозначного ответа на этот вопрос. Лично мне в мои 16 лет читать повесть было весьма тяжело. Но вместе с тем понять глубину душевной травмы Пелле и его мамы необходимо для того, чтобы осознать, с какой практически невыполнимой задачей справился Ричард уже после своей смерти. Оказалось, что папа может помочь сыну в этой тяжелейшей ситуации.

Справедливости ради отметим, что Пелле пытается справиться с эмоциями, как может. Будучи одарённым мальчиком с феноменальной памятью, он часто призывает на помощь «факты» «для успокоения»: герой вспоминает любопытную информацию из самых разных областей знаний, переключается и подавляет негативные эмоции. Этот талант ребёнка определяет стратегию его выживания. Но и факты, всплывающие в голове, увы, очень часто касаются смерти: «в Китае принято сжигать у могилы бумажные приношения», в Мексике выкладывают «целую дорожку из горящих свеч», чтобы помочь покойному найти путь домой, в Индонезии «делают кукольные копии умерших», на Бали «кремации проходят очень празднично»… Не мудрено, ведь после смерти отца мальчик «погрузился в книги и статьи о смерти», изучал их целый год.

Кроме того, Пелле по-детски считает, что если перестать горевать, образ отца постепенно сотрётся из памяти: «Ведь если горя нет, я могу забыть папу».  А этого, по мнению мальчика, допустить нельзя никак.

Так где же выход из этого кошмара? Кто способен помочь ребёнку двигаться в правильном направлении, снова начать ощущать позитивное в жизни? Удивительно, что с этой задачей справился отец, которого Пелле потерял.

Образ Ричарда вызывает искреннее восхищение. Этот мужественный, волевой человек не раскис на пороге смерти, а подумал о том, как в будущем уже после своего ухода вернуть к жизни жену и сына. Ричард всей душой любил свою семью. Отношения мамы и папы, по мнению Пелле, были близки к идеалу.  Родители мальчика были «как петелька и пуговица. Облако и дождь. Небо и звёзды.» «Когда я впервые встретил маму, то на самом деле подумал, что передо мной в столбе света стоит ангел», – пишет Ричард в письме сыну и рассказывает мальчику, «сколько оттенков голубого у неё в глазах». Такая любовь – огромный дар, бесконечное счастье. Читая книгу, понимаешь, что любить по-настоящему значит целиком и полностью думать о счастье того, кого любишь. Это урок на всю жизнь.

Записки отца заставляют Пелле постепенно «выходить за рамки привычного», «за пределы безопасной зоны». Мальчик старательно выполняет наказы Ричарда: достраивает с помощью нового знакомого домик в саду, учится бриться, играет на пианино, находит дедушку и налаживает контакт с ним, покупает маме на оставленные папой деньги платье и ведёт её в ресторан… Отец остаётся в жизни ребёнка, руководит его действиями, помогает преодолеть трудности. Особое мужество, на мой взгляд, потребовалось Пелле, чтобы увидеть на видео папу живым. Мальчик справился, досмотрел до конца. Он и вправду очень похож на Ричарда, и не только внешне. Отец и сын не могут не вызывать восхищения читателей.

Постепенно Пелле и Лисбет возвращаются к жизни. В их дом по самым разным поводам начинают приходить разные люди. Пелле снова общается с Эвой, в которую чуточку влюблён. Лисбет закрасила седину. «Теперь её волосы стали золотисто-каштановыми, как осенние листья на солнце, и она заметно помолодела.» Новый знакомый мамы Джек сначала вызывает у Пелле вполне закономерное чувство ревности: никто не может занять место отца. Но весьма скоро мальчик соглашается, что Джек – хороший человек, «нормальный парень», благодаря ему «мама начала отпускать свою печаль». «Мне всё больше казалось, что было бы хорошо, если бы Джек остался в нашей жизни», – признаётся Пелле. Записки мужа заставили Лисбет вспомнить, «как это приятно, когда в жизни что-то происходит». Она больше не сидит дома с утра до вечера, чаще смеётся и почти не плачет. «В последнее время мама снова стала больше похожа на… маму. Как расколовшееся блюдце, которое склеили», – считает Пелле. Таким образом, по контрасту с темой смерти звучит гимн жизни.

«Настоящий мальчишка не плачет». Так Пелле считал всегда. Нельзя плакать ни когда больно, ни когда страшно, «даже когда отец лежит в гробу». Мы обращаем внимание на то, что «слёзы текли по щекам» Пелле, когда он увидел на видео живого отца. Мальчик старался справиться с таким проявлением эмоций. Настоящим потрясением было для Пелле узнать, что в потерянной записке папа пытался донести до него мысль, что плакать можно и иногда нужно. Рыдая, мальчик отпускает своё горе. Вместе с эмоциями, накопленными больше чем за год, в прошлое уходят нестерпимая боль и нечеловеческие страдания. Отец смог вернуть сына к жизни. «По щекам у меня текли слёзы – ну и пусть», – говорит Пеле, развеивая у моря прах отца в конце книги. «Папа всегда будет рядом». Начать радоваться жизни – не значит забыть отца. Даже наоборот, стоит жить полной жизнью, ведь именно этого хотел папа.

Мне кажется, пожар в доме Пелле в конце повести символичен. Горит, навсегда уходит в прошлое старая жизнь. Уходит боль. Нужно жить дальше, причём легко и счастливо. Дом будет отстроен. Душевные раны зарубцуются. Отец навсегда останется с Пелле в его памяти, в его душе, в мыслях и поступках. Наши близкие не умирают, пока мы помним о них. В этом убеждает нас повесть Марлис Слегерс.

Книга написана доступным для подростков языком, читается на одном дыхании. К сожалению, поднятые в повести проблемы очень близки современному человеку: смерть родственника от рака не такая уж редкость. В процессе чтения неизбежно ощущаешь себя счастливым просто оттого, что в данный момент с тобой не случилось такой беды, как с Пелле. Автор предупреждает: жизнь хрупка и непредсказуема, моменты счастья быстротечны. Нужно уметь ценить каждую минуту жизни и людей, которые тебя окружают.

Однозначно рекомендую книгу к прочтению и подросткам, и взрослым.

Взрослая номинация-2024

Отдел обслуживания читателей
Зав. отделом Анастасия Евгеньевна Дементьева
тел: 8(499) 248-64-64
тел: 8(499) 248-69-24
 
тел. 8(499) 253-31-17
 
Отдел нестационарных форм обслуживания и семейного чтения

 

 

Организационно-методический отдел
Зав. отделом Ирина Николаевна Деткина
Справочно-библиографический отдел
Зав. отделом Лилиана Вакильевна Конюхова
тел: 8(499) 248-10-04
 
 
Отдел проектов и специальных программ
Зав. отделом Елизавета Александровна Голышева
GolyshevaEA@culture.mos.ru
тел: 8(499) 255-84-82
 
Отдел по связям с общественностью
Зав. отделом  Анна Павловна Пруссова
PrussovaAP@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-31-17
 
Отдел организации и использования книжных фондов и каталогов
Зав. отделом Галина Владимировна Чередник
CherednikGV@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-82-96
 
Администрация библиотеки
тел: 8 (499) 253-31-17
тел: 8 (499) 253-82-96
 
 
Директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара
Ольга Вячеславовна Ларина
принимает посетителей по вторникам  16.00-18.00
по адресу: Электрический пер., д.6/28, кв. 9
Предварительная запись по эл. почте:
 
 

 

 
@Mail.ru Яндекс.Метрика
Центральная городская детская библиотека им А.П.Гайдара.©2025
Designed by JoomShaper Designed by Freepik

поиск по сайту