logotip      b1      dep

Младшая детская номинация

О Т З Ы В Комаровой Екатерины на книгу Т. Ле Веэля «Заяц и кролики» (Москва)

О Т З Ы В

Комаровой Екатерины

Н А    К Н И Г У

Т. Ле Веэля

«Заяц и кролики»

Я хочу рассказать вам про произведение французского писателя Тимоте Ле Веэля «Заяц и кролики», которое перевела на русский язык Мария Пшеничникова. Сначала мне показалось, что это обыкновенный рассказ о зайце, который попал в семью кроликов. Но если задуматься, то можно понять, что произведение гораздо глубже. Оно рассказывает о месте человека в мире, личных и семейных ценностях и о том, что, несмотря на то, что людям могут нравиться разные вещи, они могут оставаться близкими по духу.

Из книги мы узнаем, что заяц попал в семейство кроликов в раннем детстве. Кролики взяли его на воспитание, когда маму зайца съел волк. И хотя заяц любит своих братьев и сестер, он чувствует, что ему неуютно в семье. У них разные ценности. «Кролики любят безопасность, они всегда начеку, даже когда спят». Они ночуют в безопасных глубоких норах, вместе играют и вместе занимаются любыми делами. А заяц не понимает, почему его братишки и сестренки так осторожничают. Он мечтает о головокружительных погонях и ночном отдыхе под открытым небом. Ему не понятно, зачем все делать вместе и почему надо бояться опасности, ведь от нее можно убежать.

Однажды заяц пришел напиться к ручью и встретил еще одного зайца, который пригласил его побегать вместе по полям. И с одной стороны зайцу очень захотелось пойти за незнакомцем, у него «даже лапки зачесались». В нем отозвалась его настоящая природа. А с другой стороны, он почувствовал себя виноватым. «Получается, он бросает братьев и сестер?» Но природа взяла верх, и заяц с восторгом мчится по полям с таким же, как он, зайцем, радуясь скорости, приключению и свободе!

Только один раз перед лесом заяц засомневался, надо ли идти вглубь. Ведь там волки, а он их боится, они опасны. Но товарищ подбадривает зайца и говорит, что «ни один зверь не догонит зайца». Поэтому друзья отправились дальше в лес, радостно прыгая от дерева к дереву, и вскоре… заблудились. Дорогу им преградила стая волков. Смогут ли зайцы спастись? Придет ли кто-нибудь им на помощь?

В книге «Заяц и кролики» на каждой странице есть иллюстрации, которые делал сам автор. Карандашные рисунки показались мне необычными, но очень красивыми. Может быть, иллюстрации Тимоте Ле Веэля черно-белые, потому что в природе зайцы различают не все цвета? Таким образом, автор передает то, что видит сам заяц. Мне кажется,  иллюстрации, выполненные именно автором произведения, помогают яснее представить мысли и чувства писателя.

Я думаю, что самый важный эпизод в книге отражен в том, как кролики приходят на помощь зайцу.

В сказках очень часто заяц и кролики изображаются как трусливые  животные, но в произведении Тимоте Ле Веэля заяц показан дружелюбным, свободолюбивым и решительным. Важным моментом в его характеристике является доброта и верность. Он любит свою семью кроликов и помогает им. И семья отвечает ему взаимностью. Поэтому в решительный момент и кролики отважились пойти в лес, чтобы спасти зайца, ведь они считают его членом своей семьи. «Мы всегда будем с тобой рядом», - говорят кролики зайцу. И это показывает то, как надо относиться друг к другу в семье.

Книга учит дружбе и взаимовыручке. Но в то же время очень важна мысль, что мы можем оставаться собой, такими, какие мы есть. Даже если внешне мы похожи, у нас могут быть разные интересы. И важно видеть и принимать эту разность, но при этом поддерживать друг друга и оставаться близкими людьми.

Я думаю, автор написал эту книгу, чтобы показать читателям семейные ценности, и что семья – это место, где тебя любят, поддерживают и принимают таким, какой ты есть.

Я искренне советую всем прочитать эту трогательную историю о дружбе, любви, поддержке с невероятными иллюстрациями самого автора.

Средняя детская номинация

О Т З Ы В Стоян Евдокии на книгу С. Волковой «В Петропавловске Камчатском полночь» (Москва)

О Т З Ы В

Стоян Евдокии

Н А    К Н И Г У

С. Волковой

«В Петропавловске Камчатском полночь»

Второй раз я принимаю участие в конкурсе «Вдумчивый читатель». В этом году мне очень понравилась подборка произведений, я прочитала практически все книги. Больше всего меня впечатлил рассказ «В Петропавловске-Камчатском полночь» Светланы Волковой.

В этом произведении описывается жизнь мальчика Миши в суровых условиях Камчатской зимы. Миша был обычным подростком: гулял с друзьями, смотрел фильмы, играл с младшим братом, любил и разочаровывался, пока волею судеб не оказался в доме дедушки-охотника на далёкой, полной опасностей Камчатке. Юный, неопытный городской житель остаётся совсем один в зимней глуши и сражается здесь с медведем. Мне страшно представить себя на месте Миши. Я бы не нашла в себе столько мужества и сил, чтобы противостоять опасному хищнику.

В самом начале рассказа Оля, девушка Миши, после совместного просмотра известного фильма с Леонардо Ди Каприо (судя по всему, фильма «Выживший») сказала: «А вот ты представь себя на его месте» – и предложила Мише задуматься, как бы он поступил в подобной ситуации. Миша рассуждать не стал и только отмахнулся от подруги. А вот я задавала себе этот вопрос всё время, пока читала рассказ. Смогла бы я расстаться с любимой семьёй? Смогла бы я уехать одна так далеко? Как бы я поступила на месте мальчика? Я продолжала примерять на себя роль Миши и восхищаться им.

Я считаю, что главным источником внутренней силы мальчика была его семья. Именно о ней Миша вспоминал в самые трудные моменты своей жизни. Старший мужчина в роду – так даже названа одна из глав книги. Миша чувствовал ответственность за своих родных, понимал, что после смерти отца он обязан заботиться о маме и трёхлетнем братишке. Так, память о семье поддерживала его в пути на Камчатку и во время схватки с медведем. «Всё, Миша, теперь точно – домой, долг выполнен!» – сказал сам себе новоиспечённый выживший.

Из этой книги я узнала много нового. Это история не только про стойкого, сильного духом мальчика, но и про быт охотников, повадки диких зверей. Например, мне было интересно прочитать про особенности охотничьего промысла. А ещё автор очень занимательно описывает взаимодействие диких зверей. Особенно меня поразил эпизод с участием лисы и медведя: лиса воровала для медведя рыбу из приманки, а за это медведь позволял ей слизывать с лапы (на которой была рана) свою питательную кровь.

Также меня удивило отношение Миши к медведю. Мальчик с уважением и даже любовью относился к опасному хищнику. Несмотря на то, что медведь чуть не задрал его, Миша очень расстроился (и в первый раз заплакал), когда увидел медведя мёртвым. На мой взгляд, этот поступок характеризует Мишу как доброго, способного к состраданию человека.

Ещё в этой книге довольно много иллюстраций. Несмотря на то, что картинки чёрно-белые, их любопытно разглядывать. На каждую главу приходится как минимум одна иллюстрация, отражающая главные события. Для меня это важно, потому что я люблю представлять героев, пейзажи и их особенности.

Книга «В Петропавловске-Камчатском полночь» Светланы Волковой – остросюжетное произведение, от которого невозможно оторваться. Книга постоянно держит тебя в напряжении, и всё время хочется узнать, что же будет дальше. Порой во время чтения мне даже казалось, что я смотрю захватывающий фильм на большом экране, настолько ярко и живо автор описывает самые динамичные сцены. Не удивлюсь, если это произведение будет экранизировано, у него есть все шансы стать очередным российским блокбастером.

Старшая детская номинация

О Т З Ы В Гриценко Анны на книгу М. Закрученко «Арабелла» (Москва)

О Т З Ы В

Гриценко Анны

Н А    К Н И Г У

М. Закрученко

«Арабелла»

«–Тебе будет очень тяжело в реальной жизни.

–Я разберусь.»

Мария Закрученко «Арабелла»

Признаюсь, начинала я читать «Арабеллу» с легким скептицизмом, однако старалась не придираться к мелочам, чтобы не повторять историю с моим любимым Ваней Твороговым (герой книги Нины Дашевской «Поиск звука») да и с издательством Абрикобукс у меня сложные отношения. Но сразу могу сказать, что сейчас, по свежим следам после прочтения, мне в целом понравилось! А вы что думали, я умею только орать?)

Во-первых, низкий поклон Тамаре Мартыновой за чудесные иллюстрации, мне прямо зашли. Особенно приятно было видеть в книге картинки цветными. Оформление тоже очень приятное, единственное, что из-за отсутствия деления на главы было иногда тяжело ориентироваться.

Теперь к смыслам. Автор поднимает вопрос воображаемых друзей, ухода от реальности, и всей этой около фандомной истории, когда подростки настолько начинают увлекаться вселенной книги или фильма, что она становится милее реальной жизни. Для меня эта тема максимально близка и важна, поэтому было радостно начинать читать, в предвкушении истории-о-девочке-похожей-на-меня.

Также немаловажной проблемой книги является буллинг в школе и отношения в семье, что меня немного разочаровало, потому что это уже настолько заезженная тема для страданий книжных героев, что уже будто надоело. Да, я понимаю, что у многих детей России есть проблемы с этим, и они видят в таких героях себя, и то, как герои справляются с трудностями, может детей вдохновлять. Но всё же мне не хватило какого-то раскрытия этой темы по-новому что ли.

Книга начинается со сцены, где главная героиня Саша-Арабелла сидит на крыше, и у меня сразу стали закрадываться мысли, что к добру это не приведёт. Потом оказывается, что девочка видит свою воображаемую подругу – героиню сериала «Огненная звезда», к которой она обращается на протяжении всего произведения (повествование ведётся от первого лица). И это важный момент. Саша, внимание: видит, свою подругу и разговаривает с ней. И я все же склоняюсь к тому, что это ближе к шизофрении, чем просто к развитому воображению. Но в итоге сама Огненная звезда помогает ей не шагнуть с крыши и продолжить жить дальше.

Вернёмся к главной героине. Она, о ужас, полноватая очкастая троечница, и вот тут мне сразу уже захотелось отложить книгу, потому что ну сколько можно. У меня лично сложилось впечатление, что Сашу в жизни абсолютно ничего не устраивает, будь то новая знакомая, популярная музыка, фанфики или еда, которую приносит с работы мама. То есть по началу за этим интересно наблюдать, но, когда ты уже прочитал сто страниц нытья героини о том, как ей плохо живётся, становится тоскливо. Я вообще достаточно холодно отношусь к этому типу героев-лузеров, мне неприятно читать про таких, но я понимаю, почему именно они часто становятся героями подростковых романов. Просто я ассоциировать себя с такими не могу и не хочу.

Однако мне очень понравилось, как автор прописывает второстепенных персонажей. Пусть этому и не уделяется много времени, но мне было одно удовольствие читать про них. И Аня, и Лена-Сирил, и мама Саши, и Александр Александрович, они все кажутся живыми и их истории я бы хотела послушать.

Ещё было бы, наверное, интересно посмотреть экранизацию «Арабеллы» если бы она была. Некоторые моменты я даже знаю, как можно было бы снять. Думаю, это тоже одна из отличительных черт хорошей истории – когда можешь всё представить.

Ещё у меня есть небольшой, но тянущийся во всю книгу пунктик, связанный с сериалом, который является как бы основополагающим как для личности героини, так и для всего повествования. «Огненная звезда» – сериал, насколько я поняла, вымышленный. Как бы да в Марвел есть что-то подобное, но Мария Закрученко вряд ли имела ввиду именно ту звезду. Так вот сериал максимально плоский. Он существует просто потому, что героине надо по чему-то фанатеть. Похожая ситуация была с группой, которой увлекалась героиня «Сияй!». То есть автор основную ветку прописал, но побочную, которая так много значит для самой героини, не удосужился.

Меня это взбесило ещё и потому, что я правда люблю научную фантастику, а тут мой любимый жанр будто марают. Судя по упоротым вставкам-сценам из сериала, которые Саша вспоминает в разных ситуациях, могу сказать, что сериал, если бы существовал, был бы максимально второсортным и посредственным.

Следующая моя огромная претензия уже напрямую адресована Марии Закрученко и её авторскому видению текста. Она, пытаясь мимикрировать под современную молодёжь, использует в повествовании сленг и обесцененную лексику, и лично у меня это вызывает только кринж, выражаясь литературным языком – стыд, отвращение и неловкость. В последнее время авторы подростковой литературы стали почему-то часто использовать сленг в книгах, думая, что это приблизит их к детям, которым они пишут. Но ребята, во-первых, сленг сейчас меняется так быстро, что то, что было модно вчера, сегодня будет совершенно неуместно, а во-вторых, я просто не понимаю зачем так делать, если можно писать просто грамотно и литературным языком. Добавив в своё повествование пару матных слов и десяток сленговых выражений, вы не станете «круче» в глазах подростков.

И ещё меня порядочно выбесило, что Мария будто пытается присосаться к самым популярным аспектам жизни подростков и старается, чтобы её героиня озвучивала мнения, популярные сейчас среди подростков. Так, например, Саша рассуждает о ненужности таких предметов как МХК, и в целом изучении не необходимых предметов в школьной программе. Ну скажите, кто из вас будучи подростком о таком хоть раз не задумывался?

Маленькое дополнение на счёт языка, в некоторых моментах казалось, что редактор этой книги работал на пол смены, потому что иногда описания поражали меня своей запутанностью и мне приходилось несколько раз перечитывать предложение чтобы понять, что вообще там имелось ввиду. И это на контрасте с лёгким стилем повествования на протяжении всей книги. Некоторые сравнения были настолько гениальными, что я их не понимала, но во второй половине книги с этим проблем почти не возникало, всё читалось на одном дыхании. И меня смутило описание того, как герои едят, мне лично не совсем приятно было читать, как Саша давится там этими слипшимися макаронами с маминой работы.

Вещь, к которой я долго привыкала, это то, что героиня обращается всегда к Огненной звезде, называет мать «она», а своих школьных обидчиц «эти». Тяжело было осознать, что местоимение используемое в тексте не всегда просто местоимение. Но зато эффект в конце, когда девочка назвала её «мамой» был сильный, трогательный.

Мне было тепло и приятно видеть в книге упоминание классических авторов научной фантастики, таких как Азимов, Брэдбери и других, вот писала бы Мария о них, о сфере, которая ей по духу гораздо ближе, чем подростковые проблемы, и читалось бы гармоничнее и вопросов было бы к ней меньше.

Концовка, даже несмотря на использование дешёвых приёмов с попыткой суицида или не попыткой или не суицида, там не совсем понятно, меня удовлетворил, я даже всплакнула в моментах, где гг объясняется с мамой. В общем, эта концовка определила, будет ли книга, прочитанная мной «околотрешовой» с намеками на психические заболевания (если бы финал бы плохим, например героиня бы-таки спрыгнула, или случайно нанесла бы тяжёлые травмы своим обидчицам) или обычной, лёгкой книжкой, после которой останется странное, но достаточно спокойное и светлое послевкусие.

И закончить хотелось бы цитатой, которая, наверное, и является моралью книги, и которая вдохновила меня как автора и в целом человека, думающего над этой темой:

«Космос – огромный.

В нём хватит места для каждой истории.

Каждый из этих миров возможен.»

Мария Закрученко «Арабелла»

Детская номинация-2024

Отдел обслуживания читателей
Зав. отделом Анастасия Евгеньевна Дементьева
тел: 8(499) 248-64-64
тел: 8(499) 248-69-24
 
тел. 8(499) 253-31-17
 
Отдел нестационарных форм обслуживания и семейного чтения

 

 

Организационно-методический отдел
Зав. отделом Ирина Николаевна Деткина
Справочно-библиографический отдел
Зав. отделом Лилиана Вакильевна Конюхова
тел: 8(499) 248-10-04
 
 
Отдел проектов и специальных программ
Зав. отделом Елизавета Александровна Голышева
GolyshevaEA@culture.mos.ru
тел: 8(499) 255-84-82
 
Отдел по связям с общественностью
Зав. отделом  Анна Павловна Пруссова
PrussovaAP@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-31-17
 
Отдел организации и использования книжных фондов и каталогов
Зав. отделом Галина Владимировна Чередник
CherednikGV@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-82-96
 
Администрация библиотеки
тел: 8 (499) 253-31-17
тел: 8 (499) 253-82-96
 
 
Директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара
Ольга Вячеславовна Ларина
принимает посетителей по вторникам  16.00-18.00
по адресу: Электрический пер., д.6/28, кв. 9
Предварительная запись по эл. почте:
 
 

 

 
@Mail.ru Яндекс.Метрика
Центральная городская детская библиотека им А.П.Гайдара.©2025
Designed by JoomShaper Designed by Freepik

поиск по сайту