




«Мир, в котором мы живём, это мир имён и названий»
Слава Григорьевна Матлина, кандидат педагогических наук, известный библиограф и библиотековед, автор многочисленных трудов, посвящённых библиотечному делу
Имя библиотеки в последние три десятилетия осознается профессиональной общественностью как важная проблема с точки зрения и теоретиков, и практиков.
Причина - в ее многозначности. Будучи частью философских аспектов функционирования социально-культурных институций, она оказалась связана с конкретными вопросами нашей повседневной деятельности. «Мир, в котором мы живем, это мир имен и названий» - сформулировал известный филолог, ученый в области ономастики- науки об именах, Михаил Горбаневский. К середине нулевых сформировалась как самостоятельная область библиотековедения библионимика - раздел ономастики, посвященный именам библиотек.
Ведущий отечественный библиотековед Ю.Н. Столяров подчеркивал, что уникальное имя –главная характеристика библиотеки, выделяющая её из совокупности подобных. В практике PR хорошо известно, что имя – одна из важнейших характеристик бренда, оно легко запоминается и при успешной деятельности его носителя создает прочные ассоциации с положительным имиджем, сложившимся за долгие годы. Но дело не только в том, чтобы просто выделить библиотеку из множества номерных ее аналогов. За присвоением имени стоят историко-культурные, социально значимые, психологические, коммуникационные паттерны. Это касается, в первую очередь, прецедентного, собственного, широко известного имени. То есть лица, которое в глазах общественности становится воплощением исторической памяти, в некоторых ситуациях средством этнической, региональной самоидентификации. Библиотека по-своему подключает себя к той самой годами формируемой ауре, которая в сознании людей связана с культурным авторитетом выдающихся деятелей нашей культуры.
Имя становится своеобразной защитой библиотеки, повышением ее значимости, включая наше руководство- чиновников: в конфликтных ситуациях они в разной мере вынуждены считаться с ее авторитетным брендом у реальных и потенциальных читателей. С точки зрения теории социальных институтов библиотека при этом получает такой мощный ресурс, каким является доверие публики. Не случайно у нас в стране достаточно распространены уменьшительно-ласкательные наименования библиотек, заслуживших расположение читателей: Ленинка (об РГБ), Чеховка, Гайдаровка, Тургеневка, Лосевка и другие знаменитые столичные институции. Понятно, что в данных случаях библиотеки сумели оправдать и приумножить кредит доверия у общественности, полученный в том числе благодаря своим наименованиям.
Теперь чуть подробнее об исторической памяти. У именных библиотек, и в столице это особенно очевидно, стало традицией заниматься изучением жизни и творчества лица, чье имя стоит на фронтоне библиотеки, ее вывеске. Это изучение порой принимает характер тесной связи с окружением выдающейся личности, его потомками, в создании соответствующих музейных подразделений, а порой стимулирует участие в глубокой исследовательской деятельности, связанной с его биографией и творчеством.
Примером может служить столичная библиотека имени А.П. Гайдара - организатор данной конференции. Во многом благодаря ее многолетней работе, связанной с изучением и продвижением творчества писателя, тесным контактам с музеями, издательствами, СМИ, писателями - друзьями библиотеки, были подготовлены десятки научных публикаций, вышла в свет первая серьезная монография о А. Гайдаре, позволившая демифологизировать его биографию. Имеется в виду книга Б.Н. Камова «Аркадий Гайдар: мишень для газетных киллеров».
С глубоким исследовательским подходом ассоциируется у читающей публики деятельность библиотеки- музея Н.Ф. Федорова, которая в коллаборации с крупными научными центрами подготовила четырехтомное собрание сочинений философа. Уникальным интеллектуальным и научным центром также является и другая столичная библиотека –Дом А.Ф. Лосева. Специально отмечу, что эти библиотеки характеризуют сложившиеся тесные контакты с международными научными центрами. Прочные зарубежные связи благодаря замечательным именам русских классиков сложились также у Дома Гоголя и Тургеневской библиотеки. Выделю особо: последние 30 лет. Тургеневка регулярно собирает коллег и других гуманитариев на межрегиональные научные конференции, посвященные изучению истории библиотек. Среди них делает акцент на уникальных биографиях именных культурных институций.
Отмечу и еще одно обстоятельство, отличающее именные библиотеки. Имею в виду самобытную эмоциональную и даже игровую стилистику. А.Ф. Лосев, один из представителей религиозного течения имяславия, указывал на исключительное творческое восприятие имени человека или организации, «звуковое воплощение смысла», отождествление с символом. Что по мнению философа «создает стиль». Применительно к нашей теме, данное положение побуждает библиотекаря, даже неосознанно, использовать непохожую на привычную профессиональную стилистику. Имеется в виду особая энергетика библиотечного диалога: яркий, веселый дизайн открытого фонда, игровые приемы традиционных и новых форм коммуникаций с читателями.
Детские библиотеки всегда отличала творческая фантазия в работе. Они изначально ориентированы на игру, не говоря уже о тех, кто носит звучные. «говорящие» за себя, имена детских писателей. Невозможно, например, представить скучную, тихую библиотеку, носящую имя Корнея Чуковского (в Переделкине) или Валентина Берестова (в Калуге). Или столичную, имени Ганса-Христиана Андерсена. Нельзя не вспомнить искрометные, почти легендарные Пушкинские, Грибоедовские балы, проводимые Гайдаровкой в 90-е. Или совсем недавние - одновременно веселые и серьезные гайдаровские слеты, собиравшие детских библиотекарей из разных регионов. Их можно охарактеризовать как новаторские формы воспроизводства лучших традиций отечественного просветительства, а также способы побудить коллег к профессиональному творчеству. А сколько юмора, шутливых театрализованных приемов отличают столичную и питерскую «взрослые» библиотеки им. Н.В. Гоголя. Примеров можно привести множество.
Убеждена: сотрудники именных культурных институций ушли от еще недавно многократно воспроизводимого в художественной литературе и кино, почти карикатурного образа «тихой, скромной библиотекарши». Что принципиально важно для повышения уровня нашего профессионального самосознания, нашей самооценки. Как тут не вспомнить мандельштамовские строки: «Нам остается только имя: / Чудесный звук на долгий срок»!
Благодарю за внимание.
Конкурс «Вижу ИМЯ»


















