logotip      b1      dep

Лидия Кудрявцева. Братья Васнецовы

Эти книги объединяет, во-первых, автор: Лидия Степановна Кудрявцева – писатель, искусствовед, исследователь иллюстраций в детской книге. Во-вторых, герои: Виктор и Аполлинарий Васнецовы – художники. В-третьих, Москва – город, котором жили и работали братья, где существуют дом музей старшего брата – Виктора Васнецова и квартира-музей младшего – Аполлинария.

Обе книги для семейного чтения с детьми. Обе могут показаться непривычными, чуть старомодными по стилю изложения. Книги потребуют неспешного чтения, рассматривания иллюстраций и «выпадания» из современного ритма жизни.

 

Кудрявцева Л.С. Один в поле воин. Как Виктор Васнецов стал великим художником / Лидия Кудрявцева. – Москва : Мир детства, 2020. – 144 с. : ил.

В центре повествования жизнь и творчество художника живописца, графика, монументалиста, иконописца, театрального художника, архитектора Виктора Михайловича Васнецова. Он соединил в своём творчестве реализм и модерн, фольклорные мотивы и религиозную живопись.

Выходец из семьи священника села Рябово прошёл долгий творческий и жизненный путь. В начале – духовное училище в Вятке и занятия с художником Эльвиро Андриолли, ссыльным из Польши. Затем учёба в Академии художеств в Петербурге. Участие в V Передвижной художественной выставке, где была выставлена картина «С квартиры на квартиру». Важным этапом для художник стал год, проведённый в Париже, центре европейской культуры. Этот год был поиском себя. Что любопытно: первый набросок картины «Богатыри» был сделан именно там. А дальше начинается московский период: былины и сказки, исторические персонажи оживают на полотнах художника. И первая покупка картины художника в коллекцию П.М. Третьякова (а потом сложится целый зал работ художника).

Следующая глава книги и значительный этап жизни и творчества художника – художественный кружок в Абрамцево – усадьбе мецената Саввы Мамонтова. Блестящее окружение: Репин, Поленов, Суриков, Врубель, Нестеров, Коровин. Здесь Виктор Васнецов впервые пробует себя как архитектора и художника-монументалиста. Вместе с Василием Поленовым по собственным чертежам они возводят храм Спаса Нерукотворного. Там, в Абрамцево Виктор Васнецов впервые обращается к искусству театра: рисует эскизы костюмов и декорации к домашнему спектаклю – опере «Снегурочка», который был перемещён на сцену частной оперы Мамонтова.

Одно из главных дел жизни художника роспись Владимирского собора в Киеве. «Богородицей назвал её русский православный народ. Мадонной называют народы европейские. Её образ писали русские иконописцы, прославляли в картинах великие и безымянные живописцы Италии, Франции, Германии, всех христианских стран. Виктор Михайлович не повторил никого».

В книге о Викторе Васнецове уделено большое внимание брату художника – художнику Аполлинарию Васнецову. Но о нём подробнее в следующей книге.

В последней главе читатели становятся гостями дома-терема – музея художника в Москве. Лидия Степановна Кудрявцева не скупится на краски. Вот как описывает она этот дом:

«Похож на старинную ладную крестьянскую избу, только побелённую не по-деревенски. Четыре окна смотрят на улицу, у каждого – скромный узорный белый наличник. Под самой крышей – изразец с синим цветком. Виктор Михайлович строго следил за всеми работами. А правее совершенно удивительное сооружение. Прижавшись к уютному дому, виднеется сложенный из крепких брёвен потемневший со временем фигурный терем, который мы видим в русских сказках. В таком сиживали красны девицы, а сказочные царевичи взлетали к окнам на Сивке-Бурке, чтобы похитить красавиц. Возвышается его фигурная кровля, крытая железом в «шахмат» двух цветов – красным и зелёным. Из-за дома и терема виднеется ещё одна, повыше, зелёная крыша. Там мастерская художника». В мастерской – цикл картин «Поэма семи сказок». И о каждой подробно пишет автор-искусствовед. От себя добавлю: обойдя мастерскую, непременно найдите «Ангела Молчания». Рисунок художника углём на стене – напоминание ближним, что в мастерской должно быть тихо.

 

МоскваКудрявцева Л.С. Древняя Москва в картинах Аполлинария Васнецова: художественный альбом с комментариями / Лидия Кудрявцева. – Москва : Проспект, 2022. – 80 с. : ил.

Аполлинарий Васнецов – младший брат Виктора Васнецова. Его путь в искусстве и поиск себя был, пожалуй, более сложен, чем у брата, ставшего первым учителем одарённого мальчика.

По складу ума Аполлинарий Васнецов – учёный. Его увлечение археологией, поиск окаменелостей в будущем приведут его в Московское археологическое общество. Художник реконструирует в своих работах облик древней Москвы. Его изображения станут каноническими. Именно такой мы представляем Москву Юрия Долгорукого, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Но признание мастеру придёт ещё не скоро.

Аполлинарий также как и Виктор закончил духовное училище, но академического художественного образования не получил. В Петербурге жил у брата, много работал и учился в мастерских у Репина, Шишкина, Антокольского, Максимова. Много времени проводил в Эрмитаже, изучая великую итальянскую и испанскую живопись. Прошёл курс реального училища, готовился к поступлению в Академию художеств. Но изменил решение и уехал учителем в Вятку, где продолжал писать северные пейзажи. Спустя три года вернулся к брату, но уже в Москву. Истинными художественными университетами Аполлинария Васнецова становится Абрамцевский кружок.

«Старина Москвы захватывает художника всё больше. Он начинает собирать историческую библиотеку. Ходит на лекции Василия Осиповича Ключевского – этот талантливый учёный рассказывал об истории так, будто сам был очевидцем всех событий. Читает увлекательнейшие труды по истории Москвы Ивана Ефимовича Забелина. Учёный собрал тысячи подробностей о старой Москве, о быте и нравах её обитателей, о книжной торговле и праздничных гуляниях, о пожарах, испепелявших город, о ремёслах и художествах, его возрождавших».

В это время начинают публиковаться в журналах рисунки памятников архитектуры Аполлинария Васнецова. Так у Москвы появился художник-историк, исследователь древнего города. (От себя добавлю: пройдёт время, и в 1918 году он возглавит Комиссию по изучению старой Москвы, будет проводить археологические исследования при земляных работах в центральной части города. А в 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия»).

Книга – это не подробная биография художника. В ней отмечено то, что повлияло на становление мастера. Жанр книги – альбом с комментариями, который и будут читатели рассматривать и подобно археологам «откапывать» слой за слоем город, которого нет, но который возникает перед нами благодаря художнику Аполлинарию Михайловичу Васнецову и рассказчику – искусствоведу Лидии Степановне Кудрявцевой.

#подписано_в_печать - Спецвыпуск

Отдел обслуживания читателей
Зав. отделом Марина Андреевна Молявина
тел: 8(499) 248-64-64
тел: 8(499) 248-69-24
 
тел. 8(499) 248-64-64
 
Отдел нестационарных форм обслуживания и семейного чтения

 

 

Организационно-методический отдел
Зав. отделом Ирина Николаевна Деткина
Справочно-библиографический отдел
Зав. отделом Лилиана Вакильевна Конюхова
тел: 8(499) 248-10-04
 
 
Отдел проектов и специальных программ
Зав. отделом Елизавета Александровна Голышева
GolyshevaEA@culture.mos.ru
тел: 8(499) 255-84-82
 
Отдел по связям с общественностью
Зав. отделом Оксана Павловна Снежко
тел: 8(499) 253-82-96
 
Отдел организации и использования книжных фондов и каталогов
Зав. отделом Елена Ивановна Калугина
тел: 8(499) 253-82-96
 
Администрация библиотеки
тел: 8 (499) 253-31-17
тел: 8 (499) 253-82-96
 
 
Директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара
Ольга Вячеславовна Ларина
принимает посетителей по вторникам  16.00-18.00
по адресу: Электрический пер., д.6/28, кв. 9
Предварительная запись по эл. почте:
 
 

 

 
@Mail.ru Яндекс.Метрика
Центральная городская детская библиотека им А.П.Гайдара.©2023
Designed by JoomShaper Designed by Freepik

поиск по сайту