logotip    b1    dep

Анисимова А. Кедровыи слоник

2 1Анисимова А. Кедровый слоник / Анна Анисимова ; илл. Катерины Хлебниковой. – Москва : Волчок, 2021. – 64 с. : ил.

Существует пул художественных текстов для детей и подростков, в которых идёт речь о конкретных городах и посёлках нашей родины, где прошло детство самих писателей. Так называемые локальные истории, в которых местность – не фон, не просто место действия произведения. Но место, сформировавшее героя и во многом определившее сюжет, что особенно важно при антропологическом подходе к изучению текста.

Именно таков «Кедровый слоник» Анны Анисимовой, которой было необходимо разобраться с личной историей взросления и спустя годы вернуться в посёлок Кропоткин Бодайбинского района Иркутской области. Эта территория, приравненная по условиям жизни к территориям Крайнего Севера, район золотодобытчиков, окружённый горами, которые местные жители называют гольцами. Горы покрыты стлаником – труднопроходимыми низкорослыми деревьями, больше похожими на кусты. Труднопроизносимый, непонятный «стланик» ребёнок заменяет на дружелюбный «слоник»: «Кедровый слоник живёт на гольце. Он маскируется под кедр. У него уши, ноги и даже хвостик. А вместо бивней растут шишки».

Книга сложилась из воспоминаний и легенд, житейских историй, детской повседневности и фантазии девочки Ани, прожившей в посёлке Кропоткин первые тринадцать лет своей жизни.

Картинки Катерины Хлебниковой рассыпаны по всему тексту словно драгоценные камни.

Как бы ни старался взрослый прочитать детскую книжку глазами ребёнка, он всё равно вычитает своё, больное, взрослое. Текст ещё и прощание со страной, которую девочка Аня, рождённая в 1983 году, застала накануне больших перемен. Вернувшись в посёлок детства в новом веке не находит привычного ландшафта: «Сегодня просторна поляна за домом моего дедушки. В самый раз для выпаса гусей: жирна земля, много сочной травы. Я гляжу на бревно, торчащее из зарослей, – когда-то здесь была спортивная школа. Я ходила сюда на летнюю площадку. Крепкое бревно осталось, живучее. Иду по улице дальше. А на этом месте стоял мой детский сад. Однажды воспитатели попросили папу сделать сундук для игрушек. Папа сделал два – ещё и домой. Наш сундук вырос в путешественника и ездит со мной из дома в дом. А от садика осталось только бревно. Кажется, оно от беседки. Теперь тут хозяйничают жуки-усачи… И снова иду. Здесь почта была. Сюда два раза в неделю из Бодайбо привозили газету «Ленинский шахтёр». Я любила читать в ней маленькие некрологи в чёрных рамках… А тут стояла школьная теплица – рядом с ней я научилась кататься на велосипеде… А за нашей теплицей я добывала из сланца пирит… Многое можно вспомнить, глядя на брёвна. Только на месте конторы, где работали папа и мама, и щепки не осталось. Как единственный зуб, торчит на весь посёлок панельная пятиэтажка. Да только стоматологов в Кропоткине никогда не было».

Есть печаль, но нет ощущения никчёмности.

Символично любимое развлечение кропоткинской детворы: они с упоением читают некрологи в местной газете. Однако рассказ «Чёрные квадраты» не про смерть, а про ЖИЗНЬ!

Рекомендуемый возраст 6+

  • Книжные гиды (3)

    Как писать и говорить о сложных книгах для детей и подростков

    Книжный гид предоставляет широкие возможности поговорить именно о сложных книгах, которые не всегда «влезают» в обычную аннотацию, даже самую подробную.

    «Книжные гиды или гиды по книгам» могут быть использованы библиотекарями при подготовке занятий с читателями и их родителями, педагогами при проведении уроков гуманитарной направленности и на интегрированных уроках литературы и истории или географии. Также данный материал может быть использован при подготовке урока-исследования или индивидуальной работы с учеником.

    2

  • Книжные гиды (2)

    Как писать и говорить о сложных книгах для детей и подростков

    Книжный гид предоставляет широкие возможности поговорить именно о сложных книгах, которые не всегда «влезают» в обычную аннотацию, даже самую подробную.

    «Книжные гиды или гиды по книгам» могут быть использованы библиотекарями при подготовке занятий с читателями и их родителями, педагогами при проведении уроков гуманитарной направленности и на интегрированных уроках литературы и истории или географии. Также данный материал может быть использован при подготовке урока-исследования или индивидуальной работы с учеником.

    2

  • Книжные гиды

    Как писать и говорить о сложных книгах для детей и подростков

    Книжный гид предоставляет широкие возможности поговорить именно о сложных книгах, которые не всегда «влезают» в обычную аннотацию, даже самую подробную.

    «Книжные гиды или гиды по книгам» могут быть использованы библиотекарями при подготовке занятий с читателями и их родителями, педагогами при проведении уроков гуманитарной направленности и на интегрированных уроках литературы и истории или географии. Также данный материал может быть использован при подготовке урока-исследования или индивидуальной работы с учеником.

    2

#подписано_в_печать 6+

Отдел обслуживания читателей
Зав. отделом Марина Андреевна Молявина
mmolyavina@gaidarovka.ru
тел: 8(499) 248-64-64
тел: 8(499) 248-69-24
 
тел. 8(499) 248-64-64
 
Отдел нестационарных форм обслуживания и семейного чтения

 

 

Организационно-методический отдел
Зав. отделом Ирина Николаевна Деткина
Справочно-библиографический отдел
Зав. отделом Лилиана Вакильевна Конюхова
тел: 8(499) 248-10-04
 
 
Отдел проектов и специальных программ
Зав. отделом Елизавета Александровна Голышева
egolysheva@gaidarovka.ru
тел: 8(499) 255-84-82
 
Пресс-секретарь
Оксана Павловна Снежко
osnezhko@gaidarovka.ru
тел: 8(499) 253-82-96
 
Отдел организации и использования книжных фондов и каталогов
Зав. отделом Елена Ивановна Калугина
ekalugina@gaidarovka.ru
тел: 8(499) 253-82-96
 
Администрация библиотеки
lib@gaidarovka.ru
тел: 8 (499) 253-31-17
тел: 8 (499) 253-82-96
 
 
Директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара
Ольга Вячеславовна Ларина
принимает посетителей по вторникам  16.00-18.00
по адресу: Электрический пер., д.6/28, кв. 9
Предварительная запись по эл. почте:
lib@gaidarovka.ru
 
 

 

 
@Mail.ru Яндекс.Метрика
Центральная городская детская библиотека им А.П.Гайдара.©2022
Designed by JoomShaper

поиск по сайту