2105

Вся наша жизнь пропитана духом соперничества и конкуренции. Нас постоянно побуждают повышать свою конкурентоспособность, сравнивать свои достижения с достижениями других людей. Нам предлагают разнообразные тренинги лидерства. Дети с самого раннего возраста уже вовлечены в систему соперничества. "Ваша дочка вошла в десятку самых лучших учеников нашей школы! У неё высшие баллы по всем предметам!" "У вашего сына проблемы, он на последних местах по успеваемости в классе". Бесспорно, борьба за высокие достижения полезна обществу. Она стимулирует деятельность в различных сферах жизни, побуждает человека работать над собой. Но что если стремление быть первым всегда и во всём становится главным, основным в жизни человека? Если вся жизнь человека начинает представлять из себя сплошное соревнование и соперничество, к чему это приведёт?

Если вся жизнь становится соревнованием, то это верный путь к тому, чтобы почувствовать страх и всё более возрастающую неуверенность в себе. Ведь каким бы прекрасным человек не был, всегда найдётся кто-то умнее, красивее, сильнее, и т.п. Возрастает стресс, отношение к собственным ошибкам становится катастрофичным, каждая переживается как трагедия. Человек просто не может отдохнуть и расслабиться. Индивидуальность начинает отодвигаться на второй план, т.к. для человека становится важным быть лучше, успешнее, любимее, умнее других, а не понять свои сильные качества, свои желания и стремления и найти им применение. В таких условиях свободное творчество, да и любая творческая работа становится невозможной. Страдают взаимоотношения с другими людьми. Если каждый человек – соперник, конкурент и враг, то о партнёрстве, дружбе и любви речи вообще быть не может.

Особенно страдают области жизни, где необходимо сотрудничество, коллективный труд. Самые великие проекты людей стали возможными только благодаря коллективным усилиям. Крепкие семейные, дружеские и партнёрские связи возможны только в условиях сотрудничества. В долгосрочной перспективе более себя оправдывает поведение, когда человек думает и живёт по принципу "выиграл-выиграл", учитывая интересы всех сторон. Лучшие результаты достигаются при сотрудничестве. В этом случае работает закон синергии, когда результат коллективных усилий больше чем простая сумма результатов действий каждого из участников. Люди, которые не испытывают потребности постоянно соревноваться и самоутверждаться, обладают адекватной самооценкой, умеют творить, достигают своих целей и занимаются тем, что наиболее им интересно и наилучшим образом соответствует их способностям. Именно такие люди кажутся нам наиболее симпатичными и привлекательными, зрелыми и независимыми.

Сотрудничеству необходимо учиться, мы слишком привыкли соревноваться и воевать. И, конечно же, здесь мы не можем обойтись без развитых навыков эмоционального интеллекта. Сегодня предлагаем вам книги из каталога художественной литературы по развитию социально-эмоционального интеллекта, в которых в разной форме затрагивается тема дружбы, сотрудничества и коллективных действий разных, похожих и непохожих друг на друга персонажей.

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ   
2105 1

Паули, Л. Только все вместе / Л. Паули ; пер. с нем. Д. Андреевой ; худож. К. Шерер. – М. :  ФОРУМ : Редкая птица, 2015. – 32 с. : цв. ил.
С чего может начаться ДРУЖБА огромного оленя, крошечной мышки, рыбы, суриката, медведя и вороны? Конечно, с игры. Например, перебраться через ручей, не промочив ноги. Играют все вместе, а через ручей перебираются каждый по-своему. Мышка переходит по ветке, перекинутой через ручей, олень ручей перепрыгивает. Потренировались, а теперь можно и в экспедицию отправиться, искать, где же начинается ручей. Главное – оставаться командой и вовремя приходить друг другу на помощь!
«Разве это не счастье? Раньше все они были чужими друг другу. А теперь научились договариваться и совмещать такие разные идеи. Если бы они отказались от всего нового и непривычного, пришлось бы рассказать про каждого отдельную. Скучную историю. А так получилась всего одна история. Одна на всех. И в ней происходит столько всего замечательного!»
Великолепные иллюстрации Катрин Шерер помогают лучше познакомиться со всеми участниками экспедиции.

   2105 2
     

ДЛЯ РЕБЯТ 12+  

 2105 3   

Келли, Ж. Эволюция Кэлпурнии Тейт / Ж. Келли ; пер. с англ. О. Бухиной ; Г. Гимон. – М. : Самокат, 2015. - 352 с.

Главная героиня романа одиннадцатилетняя Кэлпурния Вирджиния Тейт, которая живет в Техасе в 1899 году. Все зовут ее Кэли Ви.  Для своего времени и возраста она задает необычные вопросы, чем привлекает внимание своего деда, который проводит «эксперименты в лаборатории».

Он дарит ей книгу Ч. Дарвина «Происхождение видов» и с этого начинается ДРУЖБА между дедом и внучкой, теперь они вместе ищут ответы на все волнующие ее вопросы: В чем разница между светляками и муравьями, почему одни -благословение, а другие - чума? Отчего одни насекомые постоянно обитают во дворе, а, например, земляные черви, почти совсем исчезли?

А еще Дружба с дедушкой помогает Кэйли, единственной сестре шести братьев, понять, что приближение нового, двадцатого века открывает новые возможности и перед девочками. Роман «Эволюция Кэлпурнии Тейт» впервые вышел в 2009 году и вскоре получил почетную медаль Ньюбери.

     

ДЛЯ РЕБЯТ 16+.

2105 4

Шолохова, Е. Звезда / Е. Шолохова.- М.: Аквилегия-М, 2015.- 256 с.- (Современная проза).

Елена Шолохова – молодой писатель и переводчик из Иркутска, лауреат конкурса «Дневник поколения» 2013 года. Персонажи её книг – обычные современные подростки-старшеклассники. Вот и главный герой повести «Звезда» - Олег- старшеклассник из обеспеченной семьи, талантливый спортсмен, он участвует во всех соревнованиях и за класс, и за школу и всегда занимает первые места, да и дружит с ним самая популярная девочка в классе, другими словами он - Звезда.

Но однажды всё, что казалось незыблемым, переменилось очень быстро. Травма на соревнованиях, посадили отца, маме пришлось идти работать, да еще уборщицей в школу сына. И Олег в один миг из Звезды превратился в «сына поломойки».

Не было бы счастья, да несчастье помогло – оказавшись в такой ситуации Олег наконец-то смог сделать переоценку ценностям, по-новому посмотреть на окружающих его людей! А главное смог понять, что такое настоящая дружба и кто является настоящим его другом:

«Сначала хотел позвонить ему, но решил поговорить лично. Подгадал, когда его родители на работе. Макс провёл меня к себе. Я устроился на продавленном диванчике. Макс присел на стул напротив меня.
Я не думал, что так трудно будет начать этот разговор. Он тоже, казалось, нервничал. Или, может быть, смущался, не знаю. Покраснел весь.
– Зачем ты это сделал? – наконец выдавил я.
Не глядя на меня, Макс пробормотал:
– Тебя посадить могут. А мне ничего не будет. Ну, вот только штраф…
– Всё равно. Не надо было.
Он молчал и я замолк. Повисла тягостная пауза. Я решительно не знал, что сказать. Ко всему прочему вся эта ситуация с Максом буквально раздирала душу. Я его столько раз предавал, ноги об него вытирал, лохом считал, стыдился… Вон тайну сердечную разболтал, а он… В груди встал ком.
– Макс, ты прости меня.
– За что? – он поднял глаза. А в них – чистейшее изумление.
– Ну за всё…
Мне вовсе не хотелось перечислять свои грехи, и без того чувствовал себя паскудно. Он молчал. Я поднялся, направился к двери, но на пороге снова оглянулся:
– Ну всё-таки, скажи – почему ты это сделал? Я ведь обидел тебя, я знаю…
Макс пожал плечами:
– Ты был моим единственным другом».
Я усмехнулся:
– Не был, Макс, а есть, если ты, конечно, не против.
Макс протянул мне руку, и я пожал её, что называется, с чувством."

Материал подготовили: Мария Никитенко, библиотекарь (психолог) и 
                                         Лилиана Конюхова, главный библиограф.