Времена года внутри нас и снаружи

  #эмоциональныйинтеллект #гайдаровка #экологическоевоспитание

image001      Природа и окружающая среда в целом являются для детей источником самых разных эмоций. Важно, чтобы малыш с самого раннего возраста осознавал свою причастность к природе, мог анализировать свои ощущения от восприятия красоты природы и её силы, понимал, что человек неразрывно связан с природой и сам является её частью.  Особенно важно донести это до детей, которые живут в крупных городах и могут испытывать так называемый "синдром природодефицита", который, по мнению специалистов, может являться причиной серьёзных нарушений в развитии эмоциональной сферы ребёнка. Это можно объяснить тем, что эмоциональный интеллект младших школьников во многом развивается именно на основе опыта переживания природных явлений. Кроме того, у городских детей зачастую отсутствуют умения безопасного обращения с природными объектами и веществами, а также навыки экологически безопасного поведения в естественной природной среде: около рек и озёр, в лесу или парковой зоне, в горах и др.

      И, конечно, всех детей, независимо от места их проживания, необходимо учить наблюдать за природными явлениями и анализировать их. Это добавит ребёнку уверенности, будет способствовать формированию самоконтроля, проявлению самостоятельности и разумной инициативы. 
     Также, необходимо воспитывать у детей и ответственность за результаты своей деятельности, рассказывая им о последствиях негативного вмешательства людей в мир природы. Разговор о современных экологических проблемах позволит объяснить малышу, как правильно надо решать повседневные бытовые экологические задачи: экономить электроэнергию и воду, бережно относиться к своим вещам, правильно утилизировать бытовые отходы и пр.
     Чтобы привить малышу необходимые навыки, совсем не обязательно находиться в естественной природной среде. Иногда достаточно взять подходящую книгу и прочитать её вместе с малышом, обсуждая или объясняя прочитанное.

Например, книги

image002

image003

Мозер Э. Шустрик и Тишка : сказки / Эрвин Мозер ; илл. Э. Мозера ; пер. с нем.

Е. И. Леенсон. – М. :  Мелик-Пашаев, 2015. – 112 с. : цв. ил.

 










Мозер Э. Новые приключения Шустрика и Тишки : сказки / Эрвин Мозер ; илл. Эрвин Мозер ; пер. с нем. М. Виноградовой. – М. : Мелик-Пашаев, 2018. – 128 с. : цв. ил.

Две книги сказок знаменитого австрийского детского писателя и иллюстратора Эрвина Мозера адресованы самым маленьким читателям от 2 до 4 лет. Эти сказочные истории (а, может, и не совсем сказочные) не только позабавят детей, но и сослужат хорошую службу в воспитании экологической культуры в целом и в формировании правил поведения в естественной природной среде в частности. Также они побудят ребят к активным действиям (их, конечно, надо будет направить в правильное русло) и научат малыша не только внимательно смотреть на всё, что его окружает, но и анализировать увиденное.
    Герои книг – непоседливые и изобретательные мышата: Шустрик - энергичный, шаловливый, никогда не унывающий мышонок и Тишка - вдумчивый, осмотрительный и не очень решительный. То, что друзья такие разные, не мешает им замечательно проводить время в компании друг друга.
   

image004

С Тишкой и Шустриком мы "проживём" целый год, заодно освоив вместе с малышом климатические особенности всех времён года.  Каждый день активных, любознательных и непоседливых мышат наполнен интересными делами и выдумками. Вот здесь мы и начнём "отлавливать" эпизоды–поводы для серьёзного разговора. С помощью Шустрика и Тишки будет гораздо легче поговорить с детьми, например, об экологически чистом транспорте, который не наносит вреда окружающей среде, а заодно и о безопасном поведении на улицах города и в различных видах транспорта. Для этого подойдут рассказы о том, как мышата сконструировали из перьев курицы куроплан и даже ухитрились на нём взлететь. Или приделали к ящику коньки, поставили парус и получился отличный кораблик на коньках. Можно ещё выдолбить тыкву и получить из неё сразу и санки, чтобы кататься с горки и лодку, чтобы плавать в полынье.  Или смастерить кукурузмобиль из початка кукурузы. А затем то, что от него осталось передать для переработки ворону – сторожу свалки.
    Это уже вторая тема для важного разговора о сборе и утилизации мусора, а заодно о вторичном использовании вещей и умеренном потреблении. Развить эту тему помогут истории со старой туфлей, которую мышата подвешивают к воздушному шару взамен развалившейся корзины или история, в которой друзья мастерят кровать-качалку из досок от старой бочки.

    Поводом для разговора о безопасном поведении может стать история о том, как Шустрик хотел сорвать колокольчик, растущий на вершине горы… И только по счастливой случайности (а вернее, благодаря пролетающему мимо орлу) не произошло трагедии. А ещё будет наводнение, ураган, снежная буря и обрушение снежной лавины. И, конечно, строительство домика из печенья, проживать в котором оказалось совсем не безопасно.
    Ещё в книге есть замечательная история спасения куста чертополоха. Жуки, вооружившись топориками, собирались куст срубить, поскольку он им казался "безобразным и колючим" и, к тому же, бесполезным. Отважные мышата встали на защиту растения, и оно отплатило им добром, укрыв от дождя. Этот эпизод может стать отправным моментом для разговора с малышом на очень важную тему о прекрасном и безобразном в природе, а это уже будет разговор о категориях эстетического и этического порядка.
    Рядом с мышатами живёт множество соседей, которые заходят, залетают, заползают к ним в гости. Тишка и Шустрик и сами не прочь иногда отправиться к кому-нибудь в гости. Вместе с ними малыш заглянет в норки и домики самых разных животных: землеройки и крота, бобра и хомяка, водяной крысы, медведя и многих других. Чем не повод поговорить с ребёнком о важности добрососедских отношений?
    Внимательно изучив содержание книг, вы найдёте ещё немало занимательных историй, которые позволят поговорить с детьми на серьёзные темы.
    Простой текст и понятная даже самому маленькому читателю картинка находятся на одной странице, поэтому малыш одновременно может и слушать, и рассматривать сказку. Или, может быть, попробует прочитать самостоятельно. Или пофантазировать. Автор предоставил и такую возможность: внизу каждой страницы изображены забавные персонажи, которые живут своей, не связанной с основным повествованием, жизнью. По этим картинкам, малыш сможет сочинить свои собственные истории.




Материал подготовила: Нина Колоскова, ведущий методист