Приближается великий праздник – День Победы. Знают ли наши дети, что мы празднуем в этот день? Знают ли они о войне и о её героях? Нужно ли с ними разговаривать об этом, читать книги? Безусловно, это необходимо.

В нашей стране практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война, но с каждым годом становится всё меньше и меньше ветеранов, события военного времени уходят всё дальше в историю, и сейчас уже практически невозможно получить рассказ из первых уст. Детям будет интересно и полезно узнать историю своей страны, о подвиге своих прадедушек и прабабушек. О войне нельзя забывать, нельзя забывать и тех людей, которые отстояли нашу землю и восстановили страну после разрухи. Благодаря таким рассказам дети учатся ценить человеческую жизнь и даже в очень трудных и трагических жизненных ситуациях сохранять человеческие ценности. О войне написано очень много книг, снято много фильмов. Ниже вы найдете несколько рекомендаций как говорить с детьми о войне и какие книги читать.

В рамках нашей рубрики мы хотим предложить вам посмотреть буктрейлер по данной теме одного из призеров Всероссийского конкурса медиапроектов «СТРАНА ЧИТАЛИЯ – 2019», где вот уже четвертый год ЦГДБ им. А. П. Гайдара состоит в оргкомитете конкурса.

  Зачем читать детям о войне
  • Если у вас есть возможность прийти с ребёнком на встречу с ветераном, обязательно используйте её. Такая встреча и беседа надолго останется в памяти.
  • Попросите ваших родственников, родившихся незадолго до войны или в военные годы, поделиться воспоминаниями о своём детстве.
  • Детям проще воспринимать информацию наглядно. Поэтому, если в вашей семье есть старые фотографии военного или послевоенного времени, посмотрите их вместе с ребёнком, расскажите о них. Если сохранились письма военного времени, читайте их вместе. Обязательно покажите награды военного времени, хранящиеся в вашей семье. Можно посетить с ребёнком вечный огонь, памятники героям в городе, аллею славы, музей военной техники и т.п.
  • Выбирайте книги о войне, соответствующие возрасту. Очень хорошо читать книги, в которых главные герои – сверстники ребёнка, жившие в военное время. Дети лучше поймут, что война – это не фантастическая история, а реальные события, которые влияли на жизни их сверстников.
  • Расскажите о том, что герои были не только на фронте, но и в тылу. Расскажите о профессиях военного времени.
  • Не забывайте о том, что героями были не только отдельные люди, но и города! Расскажите немного об истории городов-героев, которые связаны с вашей семьей или в которых вы бывали вместе с ребёнком.

Передавайте нашу общую историю детям! Пока мы помним, история не будет забыта и не останется всего лишь строчкой в старом учебнике. Пока мы рассказываем, память о наших предках-героях будет жива!

И, конечно, военные книги для разных возрастов детей вам в помощь:

ДЛЯ РЕБЯТ 6+.

0705   

Паустовский, К. Похождения жука-носорога / К. Паустовский ; худож. В. Гальдяев.- М. : Нигма, 2015.- 28 с.:ил.

Знаменитый писатель, поэт природы Константин Паустовский в своей

трогательной сказке «Похождения жука-носорога», рассказывает про военное и суровое время. Когда Пётр Терентьев уходил на войну, его сынишка Степан подарил ему Жука-носорога в спичечном коробке. Удивительным было то, что жук стал настоящим другом солдата, он никуда не улетал от Петра, а наоборот, заслышав голос хозяина, прилетал и садился ему на рукав гимнастерки. Вместе они переносили тяготы войны: ходили в атаку, сидели в окопах, а однажды Жук спас Петра от пули. Яркие и живые рисунки художника Владимира Гальдяева дополняют и превращают сказку Константина Паустовского в настоящее произведение искусства.
 
 0705 1   

Яковлев, Ю. Как Сережа на войну ходил / Ю. Яковлев ; худож. С. Остров.- М. : Нигма, 2016.- 40 с.: ил.

Об этой книжке расскажет вам Ольга Мошечкова ученица 4 «Г» Московской школы № 1034, призер Всероссийского конкурса медиапроектов в формате буктрейлеров «Страна Читалия- 2019»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
https://www.youtube.com/watch?v=4skJBxcHhwM&feature=youtu.be

0705 2

     

ДЛЯ РЕБЯТ 12+

0705 3

Олефир, С. М. Когда я был маленьким, у нас была война...  : рассказы / С. М. Олефир ; худож. Капыч ; сост. О. Корф. - М. : КомпасГид, 2017. - 151 с. : цв. ил.

Станислав Михайлович Олифер в своих автобиографических рассказах затрагивает «Недетские» темы, о которых сложно говорить с ребятами. Смерть, голод и война красной нитью проходят через всё повествование, которое рассказано по –детски незамысловато и буднично, лишь усиливая весь ужас происходящего:  как односельчане спасали от расстрела раненых красноармейцев, еврейских детей и ждали когда «отмучается и умрет» младшая сестренка Аллочка; как дети делились падалицей с кормилицей-козой Капкой; как вместе с хитрым поросёнком Шерстюком ходили за топинамбуром («земляная груша») на заминированное поле; как бабушка Марфа сдабривала суп кусочком сала на ниточке (десять раз опуская его в кипящий чугунок); как мальчишки собирали окурки и выменивали табак на хлеб; как добывали из нор сусликов и варили в солдатском котелке.

«Когда я был маленьким, у нас была война» - это воспоминания ребенка 3-10 лет, чье детство прошло в оккупированной немцами Украине, военное и послевоенное время в рассказах перемешано, отрывочно…

«Через наше село два раза прошла взаправдашняя война, на нас падали бомбы, мы видели убитых. Потому эту детскую забаву никто из нас не называл появившимся позже пренебрежительным словом «войнушка». Мы знали, что война — это очень серьезно».
     

Материал подготовили: Мария Никитенко, библиотекарь (психолог)
                                         Лилиана Конюхова, главный библиограф
                                         Оксана Монахова, главный библиограф