Весна. Вовсю идёт запись первоклассников в школы Москвы. Вам ещё рано об этом думать?

Вы уже сделали свой выбор?

Посоветуйтесь с Димой Зицером! Кто такой Дима Зицер? Педагог, директор Института неформального образования INO и школы «Апельсин» (г. Санкт-Петербург). Автор книг по педагогике «Свобода от воспитания», «Любить нельзя воспитывать», известный блогер и новатор в обучении детей.

big

Зицер Д. (не) Зачем (не) идти в школу? : Откровенные разговоры о детях, родителях и о том, кто, у кого и чему может учиться / Дима Зицер ; ил. Евгении Двоскиной. – Минск : Дискурс, 2018. – 192 с.

  • Автор – мастер каверзных вопросов, попробуем на них ответить вместе с ним или поперёк, если категорически не согласны.
  • «Ребёнок должен пойти в школу?» – «Кому должен?»
  • Поговорим о глаголах: «отдать» в школу или «пойти» в школу?
  • Что сильнее – собственные страхи или общественное давление?
  • Ребёнок умеет в 3 года решать задачки? Это не повод портить ему жизнь»
  • «К 17 годам человек проводит в школе 75 процентов жизни. На что они уходят?»
  • Выбираете школу? Подумайте, с чем вы не согласны»
  • «Школа – новый этап твоей жизни?» Не обманывайте детей
  • «Ваш ребёнок ничем не интересуется? Как вам это удалось?»
  • «А вам пригодилось то, чему учили в школе?
  • «Зачем писать без ошибок?»
  • «Кто сказал, что учитель всегда прав?»
  • Зачем учить таблицу умножения?
  • «Как можно учиться, глядя друг другу в затылок?»
  • «Недоверие ведёт к развалу отношений. Вы этого хотите?»
  • «Он мне ничего не рассказывает». А что вы ему рассказываете?

5 цитат от Димы Зицера, которые заставляют задуматься:

«Между тем школа — такая же услуга, как химчистка или ателье. Да-да, важная, творческая, формирующая, предлагаемая искусными профессионалами, но — услуга. А услуга предполагает заказ клиента. Что произойдет с качеством в том самом ателье, если мы при заказе произнесем „на ваше усмотрение“? Или просто промолчим <…> Что станет, если мы молча примем любые законы и правила, которые нам предлагают и даже не спросим, что ожидает нас, как клиента? Не правда ли, довольно быстро все по инерции съедет на средненький уровень»…

«Когда мне рассказывают об ужасах конкретной школы, я неизменно советую самое простое: смените школу. И так часто слышу ответ: „Ну, есть одна хорошая, так ведь она на другом конце города!..“
— Ну так переезжайте!
— Вы что это, серьезно? Это совершенно невозможно!
— Простите, вероятно, я вас неверно понял: вы только что говорили, что образование ребенка для вас — самое важное. Я воспринял это всерьез, и если вы знаете хорошую школу, просто советую вам переехать… Это не самая большая цена для „самого важного“. Если вообще уместно тут говорить о цене».

«Разве может быть что-то прекрасней саморазвития и познания? Ну так давайте уже позволим детям познавать и саморазвиваться! Не удастся нам втащить за уши кого бы то ни было в образовательное счастье. А покалечить, то есть навсегда связать учение с горечью, подчинением и унижением — это раз плюнуть! «Учиться интересно» — никакое не клише <…> Повод ходить в школу появляется лишь когда она становится собранием индивидуальностей, местом, где каждый с удовольствием может заниматься самым интересным делом на свете — познавать себя и окружающий мир. Все остальное подлый обман.

«Например, признаком чего является шум в классе? Вообще-то, признаком интереса. А что говорит нам современная школа? Признаком неинтереса! Вот Вы, когда, например, с подружкой встречаетесь, и Вам ужасно с ней интересно, что ж Вы, на кухне сядете с кружкой чая и будете молчать? <…> Если Вы участвуете личностно, то будете разговаривать шумно, громко, с большим количеством жестов, применяя мимику, влезая посреди ее фразы. Вот как устроен урок. Вот как устроены личностные знания».

«Смотрите, человек выбирает особенную публичную профессию, основанную на человеческом взаимодействии. Ведь это же что-то значит. Я думаю, это значит, что все мы, педагоги, немножко ненормальные; мы постоянно находимся в рефлексии, ищем себя и выбираем такую профессию, которая помогает нам познавать этот мир и себя. И в этот момент мы пользуемся педагогическим инструментарием, в определенном смысле «пользуемся» нашими учениками, взаимодействуем с ними и вместе с ними идем вперед. Вот чего хочет современный педагог. Я не думаю, что это такая простая история. Мы строим такие рамки, в которых каждый человек может себя найти».