2304
     
   Поговорим о выражении эмоций, искусстве и творчестве
   2304 1
     

Для выражения своих чувств, эмоций и переживаний у нас есть целый арсенал разнообразных инструментов: мимика, голос, движения, слова, жесты…

Казалось бы, всё просто – мы можем выражать что угодно. Однако, не так много людей могут открыто проявлять свои эмоции. Взрослые часто прячут свои чувства за невозмутимым лицом или дежурной улыбкой. Есть ли причины искренне выражать своё состояние? Или Poker Face – палочка-выручалочка на все случаи жизни?

Одна из главных причин выражения своих эмоций и чувств – это забота о собственном здоровье. Человеческие эмоции всегда связаны с телом. Когда мы что-то чувствуем, то это всегда отражается в теле. В ответ на разные эмоции начинает быстрее биться сердце, краснеет лицо, перехватывает дыхание, становится жарко или холодно, может заболеть голова или живот. Если человек подавляет свои чувства, они не могут бесследно исчезнуть, они обязательно проявятся либо в теле в виде болезни, либо будут проявляться в поведении в виде нервных срывов, истерик и т.п.

Еще одна причина для выражения эмоций – это возможность понять свои скрытые потребности. Эмоции являются маркером наших желаний. Например, гнев или злость возникает, когда что-то мешает реализации нашей потребности, а обида на другого человека может возникнуть как реакция на то, что не получаются близкие отношения с ним.

И, конечно же, без выражения своих чувств и эмоций невозможны партнерские, дружеские, семейные отношения с другими людьми. Сообщая о своих переживаниях, мы становимся понятнее и ближе для своего друга. Также это улучшает взаимоотношения. Например, наш партнер может и не догадываться о том, что нам что-то не нравится, если мы все время прячемся за невозмутимое выражение лица. Или, он может совершенно не представлять, чем нас порадовать, если мы никак не выражаем своих эмоций.

Безусловно, проявлять свои эмоции необходимо безопасным для себя и других способом. И этому важно учить детей. Искусство и занятия творчеством – очень хороший инструмент как для тренировки выражения своих эмоций, так и для их передачи безопасным способом. Так, в живописи выразительными формами являются цвет, характер линии, композиция. В литературе эмоции и чувства предает лексика, построение предложения, употребления различных вводных слов, обращений, междометий, графическое выделение различных частей текста, контекст употребления тех или иных слов. Свои выразительные средства есть в музыке и танце. Создавая творческие продукты, мы помогаем детям исследовать себя, передавать свои чувства и эмоции, одновременно разучивая множество способов для управления своим состоянием. В нашей сегодняшней подборке – познавательные и художественные детские книги об искусстве и творчестве.

   Книги-помощники для родителей в воспитании читателя.
2304 2  

Дикинс, Рози. Твоя первая книга об искусстве : учимся понимать искусство / Р. Дикинс ; пер. Е. Егорова. - М. : Эксмо, 2008. - 63 с. : цв.ил.

Книга простым языком знакомит маленьких читателей с основными понятиями и направлениями в искусстве, а также о том, как самому можно сделать художественные поделки. Как изобразить семью и отношения в ней; как создать грозных, милых или забавных животных; как передать настроение в сказке; как изобразить атмосферу разных времён года и погодных явлений, а также много других интересных художественных подробностей вы узнаете в этой небольшой книге.

     
2304 3  

Лунин, В. В. Волшебная мелодия / В. В. Лунин; Художн. Е. Черная. - Рига : Полярис, 1994. - 79 с. : ил.

Удивительные музыкальные сказки о сёстрах-нотках, у каждой из которых есть свой неповторимый голос и свой характер. Они не сразу смогли прийти к согласию, но потом они стали создавать прекрасные песни и волшебные мелодии. Всего семь нот, и в книге семь сказок, каждая из которых "поёт" свою мелодию. Последняя глава книги представляет музыкальные инструменты в картинках.

     
2304 4  

Ван'т Хал, Джин. Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье [Текст] / Д. Ван'т Хал ; пер. Е. Куприянова. - 2-е изд. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 319 с. : фот. цв.

Книга для родителей детей от 3 месяцев до 8 лет.  Джин – организатор творческих кружков для детей, мама и автор популярного блога ArtfulParent.com. Соавторами книги являются художники, преподаватели искусства, детские педагоги, иллюстраторы, основатели творческих студий и творческих программ. Это очень ясное и простое, но вместе с тем исчерпывающее руководство о том, как обустроить место для творческих занятий с ребёнком, как планировать занятия, как подобрать художественные материалы, как развивать фантазию и сохранять вдохновение, как найти время для творчества и организовать групповые занятия. В книге более 60 мастер классов для детей от 1 года до 8 лет на любой вкус.

     

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ.

2304 5  

Рейнольдс, П. Г. Точка [Текст] / П. Г. Рейнольдс ; пер. М. Кадетова. - 2-е изд., испр. - М. : КомпасГид, 2016. - 32 с. : цв.ил. - (КомпасKID).

Автор и иллюстратор Питер Г. Рейнольдс в своей книге «Точка» показал прекрасный педагогический прием, который помогает ребенку решить проблему «Я этого не умею». Главная героиня книжки, которую зовут Вашти, чтобы доказать своё неумение рисовать, тыкает карандашом в бумагу. Однако получившаяся маленькая точка становится началом сюрпризов и открытий.

Книга «Точка» известного писателя Питера Г. Рейнольдса заслужила немало премий и признаний: получила премии Christopher, Babyzone Amazing Book, Oppenheim Toy Portfolio и Chapman, стала Лучшей книгой для детей по мнению Публичной библиотеки Чикаго, «Самой вдохновляющей книгой» назвал ее журнал «Nick Jr. Family Magazine».

     
2304 6  

Розенсток, Б. Услышать цвет Цвета и звуки абстрактной живописи Василия Кандинского / Барбара Розенсток ; худож. Мари Гранпре ; пер с англ. Ден Носовой. - М. : Карьера Пресс. - 2019. - 32 с. : ил.

Первая из переведённых книг автора Барба Розенстока с иллюстрациями Марии Гранде (Лауреатов премии Кальдекотта), рассказывает о детстве русского художника, теоретика изобразительного искусства – Василия Васильевича Кандинского (1866-1944).
Жизнь русского мальчика из семьи крупного чаеторговца, была идеально правильной и размеренной… пока ему не подарили краски. И когда он начал рисовать он услышал «Звуки цвета» и он рисовал и рисовал, пока цвета не затихли.

«Смотрите, что у меня получилось!» - крикнул Вася.
«Это дом?» - спросила тётя.
«Это цветок?» - спросила мама.
«Что же это может быть?» - спросила папа
«Это музыка!» - сказал Вася, вальсируя со своей картиной по дому.

В будущем он стал родоначальником абстрактной живописи.

     

ДЛЯ РЕБЯТ 12 лет

 2304 7  

Ленковская, Е. Э. По ту сторону покойника : повесть / Елена Эдуардовна Ленковская.- М. : Аквилегия-М, 2018. - 244 с. - (Современная проза). - ISBN : 978-5-906950-30-7

Покойник в здании музея? Не переживайте, это была художественная акция. Всё, даже мусор и скотч, может быть предметом современного искусства, это Шамиль и Герман усвоили на лекции. Впрочем, непоседливому Шмелю хочется заниматься тем, что вырабатывает адреналин, например, прыгать с парашютом. Зато Герка здорово увлекся стрит-артом, словив на этом кучу неприятностей. Несмотря на это, ему нравится повседневная жизнь, приправленная искусством.

«… Первые опыты стрит-арта. Это было интересно. Даже без погонь и нырков в мусорные баки. Стрит-арт – это вам не просто теги где попало малевать. Ха, теги! Детский лепет. Хоть «олд скул», хоть «нью». Показать себя – это хорошо. Но Герка всё же не Пряник, чтоб просто метить территорию!
Не, он согласен, теги тоже красивые бывают. Особенно если на всю стену трансформаторной будки, к примеру, зарядить. Ничего так, декоративно выходит у некоторых граффитистов. Издалека – просто как яркая абстракция, среди серых домов и заборов это даже неплохо.
Но всё-таки лучше, чтоб месседж был. Послание, то есть. Смысл какой-то чтоб считывался. Тогда это уже не просто граффити. Это – стрит-арт. Звучит гордо.»
Стремление выразить себя, любовь, соперничество, школьные экзамены, ожидание перемен составляют сложную смесь чувств и мыслей, но мы понимаем Герку – «ведь все было впереди, и жизнь только начиналась».
Из аннотации Е. В. Куликовой

     

Материал подготовили: Мария Никитенко, библиотекарь (психолог)
                                         Лилиана Конюхова, главный библиограф