1512104968711 bulletin
     
   Анковски Э, Анковски Э. Что у него в голове? Простые эксперименты, которые помогут родителям понять своего ребёнка / Переводчик: С. Филин С. – М. :Манн, Иванов и Фербер , 2016. – 240 с.
Психологи, изучающие процессы мышления, обучения и развития мозга, знают: если бы родители могли заглянуть в головы своих детей, у них было бы гораздо больше шансов определить, чего те хотят, и дать им это. Им известно, что узнать мысли ребёнка гораздо труднее, чем взрослого. Новорожденного нельзя даже спросить, о чём он думает. А когда малыш подрастёт и начнет разговаривать, мы тратим время не столько на обсуждение деталей его мыслительного процесса, сколько на попытки расшифровать его восхитительно неправильное произношение. Ядиги? Это ягоды. Кампутоб? Компьютер, естественно.
Суровая правда такова: быть родителем непросто. И страшно. Но ваша паника говорит о том, что вам не всё равно. А чтобы быть отличным родителем, этого достаточно.
Авторы Эмбер и Энди Анковски предлагают поставить 33 самых настоящих эксперимента. Но это не страшно. Во-первых, ЭмберАнковски – обладательница докторской степени в области психологии, и представленные в книге эксперименты взяты из арсенала классической детской психологии, просто они адаптированы для домашнего применения. Во-вторых, описанные в книге опыты Эмбер проверила на собственных малышах. В-третьих, все родители — экспериментаторы, даже если не отдают себе в этом отчёта.
Эксперименты просты, увлекательны, чётко структурированы. Указаны возраст ребёнка (от последнего триместра беременности до семи лет), цель опыта, перечислен инструментарий, дана методика проведения эксперимента, к которой примыкают два очень интересных и полезных подраздела: «Как помочь ребёнку» и «Как помочь себе».

Например: 

Эксперимент № 6
Детская скука.
2–8 месяцев: проверяем навыки обучения

Давно ли вы сами изводили своих родителей бесконечным нытьём: «Мне ску-у-учно»? Крепитесь: карма настигнет вас всего через несколько лет.
Но пока – и это покажет наш следующий эксперимент – наблюдение за тем, как скучает ваш малыш, означает не головную боль, а возможность больше узнать о том, что творится в его голове.

Что вам нужно

Две игрушки, которые привлекают внимание ребенка, но не захватывают его целиком.
Удачные примеры: детская бутылочка, яркий кубик или старомодный «школьный» телефон, с которым вам уже стыдно показываться в обществе.
Неудачные примеры: современный смартфон, с которым дети почему-то умеют обращаться, едва родившись, или живой хомяк.

Как это работает
Возьмите один из выбранных вами предметов и поднесите к ребёнку так, чтобы привлечь его внимание. Посчитайте, сколько секунд малыш будет смотреть на него не отрываясь.
Как только он отведёт глаза, немедленно привлеките его внимание к той же игрушке. Снова посчитайте, сколько он будет смотреть на неё непрерывно в этот раз.
Повторяйте шаги 1 и 2 до тех пор, пока не заметите, что ребёнок перестал проявлять интерес к игрушке дольше чем на 2–3 секунды.
Бросьте первую игрушку и немедленно покажите ему вторую. Посчитайте, сколько секунд он будет смотреть на неё.
Что получается? Если ребёнку по-настоящему наскучило смотреть на первую игрушку, а потом он внезапно заинтересовался второй, это говорит кое-что о его мышлении.
В целом малыш смотрит на вещи, как правило, потому, что они ему интересны. Когда вы показали ему первую игрушку, он разглядывал её некоторое время, получая всю возможную информацию о ней: какой она формы, цвета, твёрдой кажется или мягкой, как на ней отражается свет, сколько его слюны она может приблизительно впитать и т. д. Но вы продолжали показывать ему ту же игрушку, и новой информации оставалось всё меньше, поэтому малыш с каждым разом всё быстрее переводил взгляд на что-то другое. Это называется привыканием. Когда интерес ребёнка к первой игрушке угас, это значит, что он к ней «привык». А когда вы показали ему вторую игрушку, ребёнок ей заинтересовался, потому что она не была ему привычной и содержала много новой информации. Отсюда и более долгий зрительный контакт.
Процесс привыкания интересен тем, что может показать, какие знания есть у вашего малыша, за много месяцев до того, как он сам сможет что-то об этом сказать.
Например, если вы показываете ребёнку рисунки собак – один за другим, – в конце концов он к ним привыкнет и не будет смотреть на очередную собаку дольше пары секунд. Но что произойдет, если ему показать кошку? Ну, если он будет долго разглядывать её, вы сможете сделать вывод, что он изучает всю доступную ему новую информацию об этом новом существе и что, следовательно, ему понятна разница между собаками и кошками. Если же рисунок кота не привлечёт его интерес, то вам станет понятно: он не способен пока различить эти два вида. Говорят же, что один рисунок стоит тысячи слов. Так и взгляд вашего ребёнка скажет вам больше, чем целая речь.
По скорости привыкания можно судить также о будущих речевых навыках ребёнка и уровне его интеллекта. Кто-то может предположить, что, если малыш быстро начинает скучать, ему грозит диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» и позднее – замечания учителей, что он «не может сосредоточиться в классе». Но на самом деле быстрое привыкание ассоциируется с позитивным прогнозом. Ребёнок привыкает к предмету, когда замечает и запоминает все важные его свойства. Способность быстро обучаться говорит о хороших перспективах.
К сожалению, никто не может сказать, за сколько секунд должно возникать привыкание у ребенка, чтобы он считался гением. Просто в среднем дети, которым наскучивает смотреть на предметы быстрее, чем другим, в год понимают больше слов, а позже отличаются более высоким коэффициентом интеллекта.

Как помочь ребёнку

Главный урок, который можно вынести из этого эксперимента, таков: детям надоедают одни и те же игрушки. В краткосрочном практическом плане это означает, что малышу не хватит одной игрушки на всё время вашего ужина в ресторане. В долгосрочном плане эксперимент показывает, что благодаря разнообразным игрушкам и занятиям у него лучше развиваются мыслительные способности и мозг в целом.
Эксперименты на крысах подтверждают важность стимулирующей среды для интеллектуального развития. Крысы, в клетках которых было много игрушек, оказались умнее (а их мозг – более крупным и лучше развитым), чем их ровесники, в клетках которых игрушек не было совсем. Однако этот эффект сводился на нет, когда крысы были вынуждены постоянно играть с одними и теми же игрушками.
Эти же принципы применимы и к развитию мозга ребенка. Детям нужна стимулирующая их интерес среда, полная объектов, которые они могли бы изучать. Одни и те же игрушки и занятия ограничивают количество информации и удовольствия. Поэтому постарайтесь почаще менять игрушки (самый простой способ – обмениваться с другими родителями!), слушать разную музыку, посещать всевозможные выставки и находить новые места для прогулок и игр.

Как помочь себе
В следующий раз, когда ваш малыш решит, что четыре часа утра – самое подходящее время для игры (а ваша дражайшая половина сочтет, что это самое подходящее время для того, чтобы с ним поиграли вы), извлеките пользу из этого эксперимента.
Поскольку вы знаете, что ваш маленький ясноглазый сгусток энергии заскучает от всего маячащего перед ним долго, соберите все игрушки, которые могут заметить ваши слипающиеся глаза. Лягте на пол, ребёнка положите перед собой, а игрушки складируйте по соседству. Предложите ему одну-две игрушки, а когда услышите, как он захныкал на своём языке что-то вроде: «Эй, приятель, мне это начинает надоедать», – возьмите новую игрушку и положите перед ним. Немного потренировавшись и выработав стратегию правильного расположения кучи игрушек, вы можете продремать большую часть времени, которое занимает эта игра. И ваш партнер об этом даже не узнает.