09apr1

Ответственное принятие решений означает способность принимать конструктивные решения, понимая при этом, что они влекут за собой различные последствия для нас самих и для других людей. Конечно, при этом мы полагаемся на жизненный опыт в рамках своего возраста. Данный навык опирается на все предыдущие навыки. Он включает в себя очень многое: понимание мотивов собственных действий и действий окружающих людей, осознание собственных сильных и слабых сторон, понимание того, как эмоции влияют на жизнь, умение учитывать разные точки зрения и разные интересы, умение сотрудничать с разными людьми и адекватно принимать критику.

Развитие этого навыка требует от нас готовности работать над собой, вкладывать свое время и усилия для создания и поддержания соответствующих привычек.

Литературные произведения предоставляют бесценный материал для тренировки данного навыка. Мы, как читатели, наблюдаем жизнь героев книги за достаточно длительный промежуток времени. Мы сможем увидеть и оценить созидательные и разрушительные последствия принятых или непринятых персонажами решений.

Сегодняшняя подборка книг поможет нам развить умение видеть ситуацию с разных сторон, понимать последствия разного понимания событий разными людьми, умение сотрудничать, просить и предлагать помощь в случае необходимости.

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ!

Стайг, У. Доктор Де Сото / У. Стайг ; пер. с англ. О. Варшавер ; худож.  У. Стайг. - М. : Розовый жираф, 2015. - 30 с. : ил.

09apr2

 История о замечательном Докторе Де Сото. Он так хорош, что от пациентов отбою нет. Среди больших зверей доктор Де Сото необычайно популярен, но как достойный член мышиного клана, он не лечит «котов и прочих хищников». И вот однажды... в его дверь постучится Лис с острой зубной болью. Как же поступит доктор Де Сото, нарушит ли он закон своего клана или же Врачебный долг будет превыше всего? – 

 «В тот вечер доктор никак не мог заснуть. И жена его лежала без сна.
- Давай не пустим его завтра в дом? – предложила она.
- Впустим, - отозвался доктор. - Начал дело-доведи до конца. Мне так отец завещал. Врачебный долг превыше всего.
- Но себя-то мы должны защитить! – возразила жена.
Они говорили еще долго и в конце концов придумали план.
- Отлично! Сработает! – воскликнул доктор Де Сото и тут же захрапел.»

[Впервые был опубликован в журнале: «Стейг, У. Доктор де Сото : для старшего дошкольного возраста (публикуется впервые) / У. Стейг ; пер. с англ. А. Емельянова ; ред. Л. Зиман // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал; основан в 1928 г. - 2007. - N 4. - С. 55-57.»]

ДЛЯ РЕБЯТ 12+

09apr3  

Лебедева, В. Девайсы и гаджеты : цикл рассказов / В. Лебедева ; худож. Н. Данилов. - М. : Премудрый Сверчок, 2015. - 160 с.: ил.
Хочешь привлечь внимание подростка к книжке – назови её «Девайсы и гаджеты». Можно назвать «ВКонтакте и Одноклассники» или «Твиттер и Инстаграм», но «Девайсы и гаджеты» предпочтительней: каждый второй читатель задумается: а в чём, собственно, разница?
Но для автора важно другое: «Когда я начинала писать книгу о подростках, я точно знала, что в ней не будет бедных, больных, сирот. Герои этой книги в основном живут в полных семьях (а если в неполных, то это не превращает их жизнь в катастрофу). Заняты они не конфликтами с родителями и учителями, а друг другом. И к концу текста каждый герой получает ровно то, чего хотел. Герои учатся общаться. Потому что по нашей жизни это, может быть, самое главное человеческое неумение».

Лёнька всегда удивлялся, почему это нужно обязательно покалечиться, чтобы взрослые тебя пожалели? Когда он зимой на катке ногу подвернул и три дня ходить нормально не мог, мама и папа вокруг него бегали с чаем, печеньем и яблоками. А когда на том же катке упал и сломал новую клюшку – три дня не мог нормально сидеть, из-за папиного ремня. И никакого печенья… Можно подумать, ему самому новой клюшки жалко не было!

Рассказы объединены общими героями: одноклассники, их друзья, братья, сёстры, родители. И в конце концов все истории («Последний уровень», «Флешка», «Убить Била», «Сисадмин и “Наполеон”») собираются в книгу подобно паззлу.
Оформление художника Николая Данилова органично. Рисунки, выполненные в нереалистической манере, и фото-коллажи дополняют друг друга подобно реальному и виртуальному в жизни современного подростка.
[Из аннотации Т. В. Рудишиной]

ДЛЯ РЕБЯТ 13-15 лет

Лоури, Л. Дающий [роман] / Л. Лоури ; пер. А. Шур. - 2-е изд., испр. - М. : Розовый жираф, 2014. - 199 с.

«Идеальный» мир антиутопии. Всё кажется очень правильным, рациональным и безопасным. Вежливые, миролюбивые, внимательные друг к другу люди. Но за всё это они заплатили отсутствием чувств, глубоких привязанностей, тем, что они видят мир без цветов и лишены истории и воспоминаний. Только один человек в коммуне имеет право знать, что так было не всегда. Только он один имеет право читать книги, хранить воспоминания. Только он один умеет думать и чувствовать. 

 09apr4    

«Джонас, хочешь прокатиться вдоль реки? – спросила Фиона, нервно кусая губы.

Джонас взглянул на нее. Она была такой милой. На секунду он представил себе, как было бы здорово просто крутить педали, смеяться, болтать со своей подругой. Но он знал, что этому не бывать. Эти времена прошли. Он больше так не сможет. Джонас покачал головой. Его друзья отвернулись и пошли к велосипедам. Он смотрел, как они уезжают.

Джонас присел на скамейку возле сарая. Его переполняло чувство утраты. Его детство, его друзья, чувство защищенности – все это уходило. Играющие в войну дети вызывали грусть и досаду. Но он не сможет им ничего объяснить, если у них не будет воспоминаний.

Он так любил Фиону и Эшера. Но они никогда не полюбят его без воспоминаний. А он не мог им их дать. Он не мог ничего изменить. Джонас был в этом уверен.»

Темы, которые затрагивает автор в своем романе помогут ребятам в развитии таких способностей как: распознавать и различать силу эмоций, выделять крайние эмоциональные состояния, понимать других людей, распознавать обман и намерений обманывающего, а также оценивать последствия обмана для обеих сторон.

Материал подготовили: Мария Никитенко, библиотекарь (психолог)
                                         Лилиана Конюхова, главный библиограф