По страницам «Каталога художественной литературы по развитию социально-эмоционального интеллекта».

Поговорим о понимании себя.

5mar5

Напомним нашим читателям, что эмоциональный интеллект – это способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также использовать это понимание для управления собственным поведением и построения межличностных отношений. Именно он является основой адекватной самооценки и обоснованной уверенности в себе, доверия, чуткости и гибкости в межличностных отношениях. Эмоциональный интеллект представляет из себя набор навыков, которые могут быть развиты и улучшены в любом возрасте.

Основополагающий навык – это понимание себя, или способность точно воспринимать возникающие у нас эмоции и понимать, как они влияют на наше поведение, на способность определять собственные сильные и слабые стороны, осознавать свои ограничения. Если у человека развит этот навык, ему намного легче усовершенствовать и улучшить все остальные компоненты эмоционального интеллекта.

Книги – бесценный инструмент для развития навыка понимания себя и своего состояния. Литературные персонажи являются зеркалом, в котором отражается огромный спектр человеческих эмоций. Через понимание героя книги человек может осознать всё многообразие эмоций, которые он испытывает, в том числе и очень сильные переживания, требующие большего внимания и времени для их понимания и переработки. Соотнося себя с литературными персонажами, легче переносить дискомфорт при столкновении с негативными или «неодобряемыми» в обществе чувствами. Предлагаем вам подборку книг для разных возрастов, которые отражают темы: существование разных эмоций и разных настроений у человека, в том числе и противоречивых эмоций и влияние эмоций на жизнь и деятельность человека.

  ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ!  
   
5mar
5mar1
  

Да Вэньси Зайчик Короткие Уши / Да Вэньси ;  Тан-тан ; пер. с кит. Н. Н. Власова. – СПб. : Поляндрия, 2016. – 42 с. : ил.

То, что эта книга – перевод с китайского языка, интересно уже само по себе. Её сюжет не заставит маленького читателя скучать. А главный герой по-настоящему заслуживает и сострадания, и сочувствия, и восхищения. Непросто живётся маленькому зайке, который родился с очень короткими ушками.


«Но постепенно зайка всё больше и больше огорчался из-за своих ушек. Он каждый день приставал к маме с вопросом: «Почему у меня уши не такие, как у всех?» Мама целовала его ушки и отвечала: «Они у тебя милые и необычные!» Зайчик улыбался, и улыбка его была сладкой, как конфетка. Но каждый раз, когда он видел длинные и белые уши других зайчат, от его улыбки не оставалось и следа».

Что он только ни делал, чтобы заставить ушки вырасти: и на бельевой верёвке висел, пришпиленный прищепками за уши, и в землю зарывался рядом со свёклой, чтобы ушки лучше росли от регулярного полива, и шапку носил, не снимая даже в сильную жару. Проблема решилась самым необычным образом. И всем стало понятно, - совсем не важно, какой длины у тебя уши, если у тебя храброе и благородное сердце и, если ты – настоящий мастер своего дела
     
5mar2

Каста, С.  Какого цвета Мистер Лис! / С. Каста ; пер. М. Конобеева ; худож. С. Гносспелиус.- М.: ИД КомпасГид, 2011.- 32 с.: ил.

Стефан Каста рассказывает историю Мистера Лиса, который чувствует себя совершенно бесцветным. 

5mar3«Ночью Мистеру Лису приснилось, что он самый некрасивый зверь в лесу. Когда он вышел на вечернюю прогулку, все звери показывали на него пальцем и кричали: «Серый лис! Серый лис! Серый лис!» Бедный Лис проснулся среди ночи в поту.»

В попытке обрести яркую внешность Мистер Лис перепробовал все: и красил свою шерстку соком ягод, купался в грязи и душился средством от насекомых. Но однажды весенний дождик смывает с Лиса результаты его неудачных попыток стать другим, его настоящий цвет замечают дети, и их восхищенные возгласы помогают Мистеру Лису посмотреть на себя другими глазами!
  «Тут Мистер Лис остановился и внимательно на них посмотрел. «Глядите, он видит нас!» - кричали дети. «Какой у него чудесный рыжий мех!» Услышав слова «ЧУДЕСНЫЙ РЫЖИЙ МЕХ» Мистер Лис вздрогнул. И внимательно оглядел себя: лапы и живот, бока, спину и хвост с белым кончиком. Он словно бы впервые увидел себя».
     

КНИЖКИ ДЛЯ РЕБЯТ 8-10 лет  

5mar4

Парр, М. Тоня Глиммердал / М. Парр ; пер. О. Дробот ; худож. О. Бухаров. - М. : Самокат, 2011. - 277 с. : ил. - (Лучшая новая книжка).

Книга о дружбе 10-летней девочки, единственного ребенка в норвежской глухой деревушке, и старика Гунвальда. О том, что иногда дети оказываются намного мудрее взрослых.Совершенно случайно Тоня узнает, что у ее друга Гунвальда есть взрослая дочка. Гунвальд один воспитывал девочку до 12 лет, а потом ее увезла с собой мама. Отец и дочь не виделись почти 30 лет, и каждый из них был уверен в предательстве другого.

 «-Почему ты не вернулась назад к Гунвальду? – спрашивает Тоня наконец.
Хейди долго молчит, прежде чем ответить.
- Гунвальд никогда не звал меня к себе, - говорит она.
Тоня тихо выпрямляется на диване и смотрит на Хейди большими распахнутыми глазами.
- Не звал?...
- Я звонила несколько раз, но трубку никто не брал… Гунвальд мне никогда не звонил. Ни разу. Я просто лишилась отца – и все.»
«- Почему ты никогда не звонил Хейди? – спрашивает Тоня.
 - Я был очень зол на Анну Циммерман. Сперва она привезла мне Хейди и бросила ее на меня, даже меня не спросив. Хорошо. Я вырастил Хейди, я полюбил ее. Потом приехала Анна и увезла ее, снова меня не спросив. И Хейди поехала с ней. Она бросила меня!
На Гунвальде нет лица.
- Дети ни в чем не виноваты, - говорит Тоня безжалостно…- Если ты папа, то ты навсегда папа. Ты не можешь перестать быть папой потому, что случилось что-нибудь глупое или плохое!»

     

Материал подготовили: Мария Никитенко, библиотекарь (психолог),
                                         Лилиана Конюхова, главный библиограф