IskusstvoXX   
     
 Продолжаем говорить с детьми об искусстве. А заодно и сами разбираемся в основах искусства ХХ века.

Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве ХХ века? От модернизма к современному искусству / Франсуаза Барб-Галль. – СПб : Арка, 2015.

Искусство ХХ века. Игра? Насмешка? Провокация? Богохульство? Элитарность? То, что произведения искусства порой имеют довольно неожиданный вид, только усложняет задачу и зрителя и экскурсовода (а порой родителя, учителя, одним словом, взрослого). Первое, что предлагает автор, избавиться от ярлыков, предубеждений и начать доверять художнику.

В книге ёмко и просто рассказано, о чём говорит искусство ХХ века (эмоции, обычная жизнь, современная история, мифы, природа, сексуальное, сакральное, время); каковы средства выражения, которыми пользуется искусство ХХ века (техническая свобода, автономия цвета, новое представление о пространстве, упрощение образов, заимствования из других культур, использование предметов из обыденной жизни, фрагмент и повтор, новые технологии).

Художники, чьи работы рассмотрены в режиме «вопрос-ответ»: Густав Климт, Франтишек Купка, Анри Матисс,Марсель Дюшан, Пабло Пикассо, Рене Магритт, Сальвадор Дали, Энди Уорхол и другие.

Как и в первой книге определены возрастные особенности восприятия.

Какой подход  – для какого возраста?

Детей можно знакомить с самыми разными произведениями искусства. Представления об эпохах, стилях, сюжетах и разных техниках поначалу не столь важны, в сравнении с тем впечатлением, которое искусство может произвести на ребёнка. Однако надо правильно дозировать эти встречи и находить нужные подходы в зависимости от возраста.

Что нравится маленьким (5–7 лет): воспринимать всем телом; представлять себе действия художника; связать произведения с реальными предметами; придумывать истории; выделять «говорящие» детали; ходить в музеи, выбирать те произведения, которые понравятся самим детям.

Что умеют дети среднего возраста (8–10 лет): улавливать настроение; понимать, что произведение обращено сразу к нескольким чувствам; искать формы или фигуры, типичные для творчества конкретного автора; сравнивать одну и ту же форму у разных художников; Интесевоваться животными.

Чем заняться со старшими начиная с 11–13 лет): искать связь между произведением и его названием; сравнивать разные подходы к одной и той же теме; связывать произведения с основными историческими событиями века.