obshchatsya s rebenkom kak yuliya gippenreyter 39295 1000x1000

В фонде нашей библиотеки немало книг авторитетнейшего психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер – специалиста в области системной семейной психотерапии.

Вот некоторые из них:

«Большая книга общения с ребёнком» (М.: АСТ, 2018); «Общаться с ребёнком. Как?» (М.: АСТ ; Астрель, 2008); «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» (М.: АСТ; Астрель, 2008); «Родителям: книга вопросов и ответов: что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными» (М.: АСТ, 2017); «Счастливый ребёнок: новые вопросы и ответы» (М.: АСТ, 2016); «У нас разные характеры… Как быть?» (М.: Астрель, 2012); Родителям: как быть ребёнком: хрестоматия (М. : АСТ, 2017).

Если суммировать самое важное, получим

15 золотых правил воспитания от психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер

  1. Безусловно, принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
  2. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!"
  3. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.
  4. Завтра ребёнок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел «вместе» – это золотой запас ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее.
  5. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
  6. Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
  7. Нет таких ситуаций, когда ребёнка можно ударить. Да, известно, что Пушкин драл своих детей, но тогда это считалось нормой.
  8. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.
  9. Обнимайте ребёнка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.
  10. Придумайте несколько занятий с ребёнком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребёнок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился действительно ощутимый проступок.
  11. Лучшее наказание для ребёнка – лишить его хорошего, а не сделать ему плохое.
  12. Детям гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия – всё равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.
  13. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
  14. Ребёнку тепло, когда понимают его потребности. Одна из важнейших – свобода исследовать мир и получать впечатления. Ребёнок исследует свои возможности – и потихонечку поднимает планку. Когда он маленький, он хочет повыше залезть на дерево, подрастая – убежать с друзьями в соседний двор, став ещё старше – вернуться домой позже обычного. Тут очень много зависит от того, как ведут себя родители. Нотации и запреты бессильны.
  15. Всё, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя.