Учимся читать самостоятельно. Как читать с ребёнком 5-6 лет.

В этом возрасте ребёнок уже может оценить свои действия и действия окружающих людей, может дать самооценку своему характеру, поведению, внешности. Он очень активно общается со сверстниками и взрослыми. В игре дети уже сами обсуждают правила, указывают друг другу на их нарушения. Ребёнок продолжает быть «почемучкой», его интересует всё на свете! В этом возрасте очень активно развивается фантазия, а также ребёнок начинает размышлять, а не просто стандартно и однотипно отвечать на поставленные вопросы. Начиная с 5 лет у ребёнка появляется представление о том, каким бы он хотел быть. Он хочет быть похожим на персонажа сказки или рассказа, на кого-то из знакомых людей, на персонажа полюбившегося фильма. Начиная с этого возраста, сверстник для ребёнка приобретает действительно серьёзное значение. Родители и близкие взрослые для ребёнка служат образцом поведения и примером для подражания. Именно от них ребёнок усваивает моральные принципы и нормы поведения, учится оценивать свои и чужие поступки.
В возрасте 5-6 лет у ребёнка возникает всплеск интереса к противоположному полу. Детей интересуют конкретные физические различия между мальчиками и девочками. Этот интерес носит исследовательский характер и абсолютно нормален в данном возрасте. Кроме того, дети замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих их взрослых, оценивают свои поступки с этой же точки зрения.
Ребёнок учится читать самостоятельно. Однако пока для него это – тяжёлый труд. Очень много сил уходит на механическое складывание букв с слоги, слогов в слова и в текст в целом. Поэтому ребёнок ещё не способен воспринимать текст полноценно и ему нужна помощь.

  • Не принуждайте ребёнка к чтению! Никогда! «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения». Никогда не упрекайте, не стыдите ребёнка за то, что он «мало читает» или «на этой неделе совсем не читал», особенно в присутствии посторонних людей.
  • Не прерывайте совместных чтений с ребёнком, даже если он уже выучился читать сам и делает большие успехи. Не забывайте, что пока чтение для него – тяжёлый труд, и он очень нуждается в вашей поддержке. Продолжайте читать ему вслух, старайтесь читать выразительно. Ребёнок повзрослел, но по-прежнему нуждается в тесной эмоциональной связи с вами.
  • Обязательно разговаривайте о прочитанном, задавайте вопросы по сюжету рассказа или сказки, чтобы помочь ребёнку понять смысл произведения.
  • Предложите ребёнку почитать вслух книгу, содержание которой он очень хорошо знает. Не волнуйтесь, если сначала он будет больше вспоминать, чем читать. Впоследствии он переключится именно на чтение.
  • Для самостоятельного чтения ребёнка выбирайте книги с чётким шрифтом, с хорошими иллюстрациями и интересным сюжетом. На самом первом этапе предложите книги для чтения по слогам.
  • Не ругайте ребёнка за ошибки при чтении, или когда у него не получается что-то прочесть с первого раза. Это неизбежный этап обучения.
  • Продолжайте читать сказки. Читайте литературные (авторские) сказки и рассказы с динамичным сюжетом и на тему «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Будьте терпеливы с «почемучкой», не ругайте его и не отмахивайтесь от «глупых» или «нелепых» вопросов, мышление и фантазия ребёнка активно развиваются. Подберите научно-познавательные книги, соответствующие интересам ребёнка.


                                                     Серия книг издательства САМОКАТ "Моя книжка"
   
 2.2 Ремадье, С. Моя книжка злится / С. Ремадье ; худож.
В. Буржо ; пер. И. Балахонова.- М. : Самокат, 2018.- 16 с.: ил.- (Моя книжка).


   
 4

Ремадье, С. Моей книжке страшно
/ С. Ремадье ; худож. В. Буржо ; пер. И. Балахонова.- М. : Самокат, 2018.- 18 с.: ил.- (Моя книжка).




   
3
Ремадье, С. Моя книжка влюбилась
/ С. Ремадье ; худож. В. Буржо ; пер. И. Балахонова.- М. : Самокат, 2018.- 16 с.: ил.- (Моя книжка)




   
 1 Ремадье, С. Моя книжка хочет спать / С. Ремадье ; худож. В. Буржо ; пер. И. Балахонова.- М. : Самокат, 2018.- 16 с.: ил.- (Моя книжка).

   
Книжки-игрушки из новой серии "Моя книжка" издательства "Самокат" предлагают ребенку игру. Каждая книжка из этой серии рассказывает о книжкиных чувствах: одна злиться, другая боится, третья влюбилась, а четвертая хочет спать.  Читая и играя, ребенок учится понимать и управлять различными эмоциями.
   
 bilshoy volk
Брюн-Косм, Н. Большой Волк и маленький Волк / Н. Брюн-Косм ; худож. О. Талек ; пер. с фр. И. Левиной. - М. : Форум : Редкая птица, 2014. - 40 с. : цв. ил.

Это светлая и добрая сказка о зарождении настоящей дружбы, той самой, что делает лучше и нашу жизнь, и нас самих. Книга для чтения взрослыми детям. В данном случае это не просто - уже ставшая привычной - пометка от издательства. Именно от сотрудничества и сотворчества взрослого и малыша зависит, насколько хорошо поймёт и глубоко прочувствует маленький читатель всё то, что заложили в свою книгу авторы.
Как тяжело и страшно бывает расстаться с таким привычным и комфортным одиночеством. Как страшно оказаться в плену новой привязанности. Особенно, если это - привязанность к живому существу, за которой последует слом привычных житейских стереотипов, ответственность за того, кто рядом.
Во Франции книга получила несколько литературных премий и была включена в школьную программу, в США получила премию Милдред Батчелдер, в 2010 году вошла в список книг, рекомендованных Американской библиотечной ассоциацией.
У этой истории есть продолжение. "Большой Волк и Маленький Волк. Листок, который никак не падал".
   
 chto s krokodilom Москвина, М. Л. Что случилось с крокодилом : сказка / М. Л. Москвина ; худож. Л. Тишков. - М. : Открытый Мир, 2009. - 32 с. : цв. ил.

"Что случилось с крокодилом" - эта трогательная история о любви, способной научить летать крокодила.
Главный герой обычный крокодил, который мечтал о маленьком крокодильчике, а вместо него из яйца вылупился птенец. Проглотить и забыть о том, что у него кто-то родился, как советовала бабка - крокодилица.  

  • "Но когда птенец потерся о шершавую щеку крокодила и пропищал «Пааа-па!» , тот вдруг понял: не сможет он его съесть. Не сможет — и все. Ведь это был ЕГО птенец"
   
А с замечательными иллюстрациями известного художника, карикатуриста Леонида Тишкова можно будет поиграть, предложив ребенку придумать оригинальные надписи к иллюстрациям.
Замечательная сказка легла в основу известного рисованного мультфильма, созданного режиссёром Александром Горленко в 1982 году.