scrn big 01

Мы открываем рубрику "Родителям по пятницам", в которой будем знакомить не только с новинками, но и с самыми разнообразными книгами и электронными ресурсами, которые пригодятся в сложном деле семейного воспитания.

Первая книга, которую мы хотим предложить родителям " Читать!" Марина Аромштам – Минск : Дискурс, 2018. – 160 с. : ил.

Марина Аромштам – писатель, педагог, журналист, мама, бабушка. Мы ещё не раз будем обращаться к книгам этого автора. Сегодня речь пойдёт о новинке. Книга о детском чтении, для создания которой понадобился весь педагогический, журналистский, житейский, литературный, читательский, научный опыт Марины Семёновны.

Название лаконично и экспрессивно: "Читай!". Этим заголовком автор как бы вступает в полемику с культовой книжкой о чтении французского писателя и педагога Даниэля Пеннака "Как роман"»: «Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: “любить”… “мечтать”…
Попробовать, конечно, можно. Попробуем? “Люби меня!”, “Мечтай!”, “Читай!”, “Да читай же, паразит, кому сказано!”…!

Опытный журналист, Марина Аромштам знает, что самое важное лучше высказать сразу, увлечь, вызвать доверие читателя. Собственно во вступлении сказано главное: «Зачем нам нужно, чтобы ребёнок читал». Книга современна, и не только потому, что датирована 2018 годом. В педагогической литературе прошлых лет вряд ли можно было встретить термин "элитарное чтение".

Первая часть книги "Книжный старт". Здесь найдётся и методика, и репертуар чтения, и самое главное - вскрыты механизмы восприятия, взаимовлияния ребёнка-слушателя и взрослого – читающего; проговорено о множестве психофизиологических процессов, связанных с чтением малыша.

Вторая часть "Ребёнок учится читать". И тут как очень пригодился учительский опыт автора. Обратите внимание, как озаглавлены разделы: "О методах и методиках"; "Буквы или слова?"; Буквы или звуки? Что сначала: читать или писать?»; "От чтения вслух к чтению глазами". И призыв: "НЕ БРОСАЙТЕ ЧИТАТЬ РЕБЁНКУ!"

В третьей части речь идёт о трудных темах и спорных книгах: страшное в детских книгах, тема смерти, семейные проблемы.

Последняя, самая скромная по объёму часть – "Сложности понимания". На вопрос: "Всё ли в книге должно быть понятно?" дан мудрый ответ автора:

"Детские книги способны “зарядить” ребёнка сильными образами, к которым он, возможно, вернётся на новом витке своей жизни. Это “непонятно”, но “интересно”. Это поражает. Мысли, мысли, внутренняя жизнь, взаимоотношения между персонажами – и есть то, из чего складывается сложность книги, что делает её сложно для восприятия. Не сложной в смысле «недоступной» (как формулы в учебнике по высшей математике), а в смысле “ещё не поддающейся рационализации”, “словесному оформлению переживания”. Это и есть то, что делает книгу интересной. С одной стороны в ней должно быть что-то резонирующее с собственным опытом переживания ребёнка, а с другой – добавляющее к этим переживаниям нечто новое. “Добавка”, новое и есть сложное. То, что добавляет СЛОЖНОСТИ И САМОМУ РЕБЁНКУ».

Статью подготовила главный библиотекарь Т.В.Рудишина