На главную Контакты Карта сайта На главную
Главная
Без Москвы не могу себя представить Версия для печати Отправить на e-mail
Полностью книгу (издание 3-е) можно посмотреть на сайте: http://apchekhov.ru

       Чехов впервые увидел Москву будучи семнадцатилетним юношей. Весной 1877 г. он приехал сюда из Таганрога на школьные каникулы. Древний русский город с его величественным Кремлем, улицами и площадями, наполненными оживленной толпой, произвел на молодого человека ошеломляющее впечатление, и Чехов писал: «Если только кончу гимназию, то прилечу в Москву на крыльях, она мне очень понравилась».
      В 1879 г., получив аттестат зрелости, Чехов перебрался в Москву, куда раньше, в 1876 г., переехала его семья. Прошло немного времени, и Антон Павлович сказал слова, оказавшиеся «пророческими»: «Я навсегда москвич». Это убеждение выражено и в одном письме Антона Павловича середины 80-х годов: «Такова уж моя «планида», чтобы остаться навсегда в Москве... Тут мой дом, и моя карьера».
    
chehov3.jpg
  Дом-музей А. П. Чехова в Москве
Жизнь и творчество Чехова тесно связаны с Москвой. Здесь протекали студенческие годы Антона Павловича, началась его литературная работа, выросли его писательские, общественные, дружеские связи. Москва была живым источником, в течение четверти века питавшим творчество Чехова. На московской сцене были впервые поставлены почти все произведения драматурга. И даже когда резкое ухудшение здоровья заставило писателя поселиться нa юге, он не порывал глубокой внутренней связи с любимым городом…
     Тяжелым был путь молодого человека, приехавшего из далекого Таганрога в Москву искать своего места в жизни. Бедность, почти нищета. Необходимость не только зарабатывать себе на жизнь, но и быть опорой большой семьи.
      Во время работы над большим циклом фельетонов «Осколки московской жизни», печатавшихся в 1883- 1885 гг. в журнале «Осколки», Чехову пришлось сосредоточить свое внимание на теневых сторонах жизни Москвы. Редактор журнала Н. А. Лейкин поставил перед Чеховым задачу в юмористической форме «говорить о всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, ни перед чем не умиляться». При этом Лейкин требовал не игнорировать и «мелкие фактцы», вроде купцов-гуляк и буянов или актеров, не по заслугам захваленных рецензентами. Конечно, такая программа крайне ограничивала тематику московских фельетонов Чехова. С другой стороны, жесточайший цензурный гнет совершенно не давал возможности писать о многом, действительно достойном бичевания… Большая часть фельетонов рисует юмористические картинки быта Москвы того времени: свадьбы, похороны, судебные дела, «происшествия», праздники, увеселения и т. д. Значительное внимание уделяет Чехов театральной жизни, прессе.
     
chehov4.jpg
  А. П. Чехов во дворе на Садово- Кудринской.
Фотография 1890 г
В письмах Чехова 1880-х годов также встречаются резко отрицательные оценки провинциального застоя и косности Москвы (не нужно забывать, что Москва уже давно не была столицей). Антон Павлович бранит низкопробные журнальчики и газеты-поденки, самым отрицательным образом отзывается о среде сотрудников этой мелкой прессы, с которой ему приходилось иметь дело почти ежедневно.
      «Московское житие» Антона Павловича началось в подвальном этаже дома на Грачевке (вблизи Садовой улицы и Самотечной площади), в комнатах, где «пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих». До этого времени, в 1876-1879 гг., семья Чеховых переменила двенадцать квартир! Это происходило по очень простой причине: у Чеховых не всегда были деньги для своевременной уплаты за квартиру, и домохозяева стремились избавиться от неаккуратных плательщиков. 
       До 1885 г. Чехов и его семья жили в районе Трубной улицы - Сретенки, пользовавшемся тогда сомнительной репутацией. Совсем недалеко был Соболев переулок - место самых грязных притоков, увековеченное впоследствии в рассказе Чехова «Припадок». Рядом находилась Сухаревка - крупнейший московский рынок, приют мелких торговцев и жуликов. Зато на Трубной площади был большой торг птицами и всяческой живностью, так поэтически описанный Чеховым в одноименном рассказе.
       В октябре 1885 г. писатель и его семья перебрались в провинциально-тихое Замоскворечье, на Большую Якиманку (ныне улица Г. Димитрова). После кратковременного пребывания в сырой холодной квартире в доме Лебедева семья Чеховых обосновалась в доме Клименкова - большом, несколько тяжеловатого стиля, особняке с колоннами (ныне дом № 45). Здесь Чеховы заняли нижний этаж, второй этаж снимал кухмистер. В начале 1886 г. писатель и его знакомые могли увидеть такое объявление, систематически помещаемое в одной из распространенных московских газет «Русские ведомости» («Русские ведомости» от А. В. Храбровицким):
      «Кухмистер Петр Антонов Подпорин. Уведомляю моих знакомых, что продолжаю принимать заказы для свадеб, балов и обедов по-прежнему, как у себя в помещении, так же и па стороне, и отдаю помещение под свадьбы, балы и обеды. На Больш. Якиманке, против церкви Иоанна Воина, д. Клименкова».
      Чеховы скоро почувствовали все неудобства этого соседства. Два раза в сутки спокойствие жильцов нарушалось шумом, доносившимся сверху. Днем здесь происходили поминальные обеды с обильной выпивкой, а с вечера до глубокой ночи - бурные свадебные пиршества с танцами. Такая обстановка не давала возможности заниматься сосредоточенной литературной работой, мешала отдыху и сну…. Квартира на Большой Якиманке имела и еще одно существенное неудобство. Отсюда было утомительно и долго добираться на извозчике до центра Москвы, где находились редакции журналов, магазины и театры. Вот почему вскоре встал вопрос о переезде. Квартиру стали искать поближе к центру.
      В начале августа 1886 г. сестра писателя Мария Павловна и брат Михаил Павлович приехали с дачи в Москву, чтобы заранее найти квартиру. Характерно, что как теперь, так и позднее сам Чехов не участвовал в таких поисках… На Садовой вблизи Кудринской площади (ныне площадь Восстания) Чеховы увидели на окнах одного из домов белые бумажки - знак того, что помещение свободно и сдается внаем. Квартира понравилась. Об условиях тут же договорились с хозяином дома доктором Я. А. Корнеевым.
     Переезд семьи в Москву несколько задерживался. «В Москву я переберусь... когда соберу толику денег, необходимую для перевозки, - сообщал Чехов Н. А. Лейкину. - Квартиру нашел я себе (650 р. в год) в Кудрине на Садовой, д. Корнеева... Квартира, если верить сестре, хороша... Собака-домовладелец, у которого я буду жить, требует плату за 2 месяца вперед, а у меня сейчас ни шиша». Занятые у Лейкина 70 рублей позволили внести задаток, и 27 августа 1886 г. семья Чеховых перебралась на новую квартиру.
      Как выглядел в 1880-х годах дом Корнеева?
    
 chehov5.jpg
 «Дом-комод».
Дом Корнеева. Рисунок А. П. Чехова. 1889 г
Современники писателя сравнивали этот особняк с маленьким замком. Чехов нашел не столь поэтическое, но более точное сравнение: он назвал дом «комодом». И в самом деле, фасад дома несколько запоминает старинный комод… Во второй половине 80-х годов стены «дома-комода», обращенные на улицу, имели гладкую поверхность, а окна были обрамлены белыми рельефными наличниками… В 80-х годах здание между первым и вторым этажами опоясывал белый рельефный декоративный карниз, который хорошо сочетался с невысокой балюстрадой на крыше дома. В начале 90-х годов эти детали  архитектурного оформления были утрачены, и крыша получила заостренную «готическую» форму, сохранившуюся до наших дней.
     Чехов шутя говорил, что цвет дома «либеральный, то есть красный». Эта необычная окраска здания хорошо оттенялась зеленью - перед домом был палисадник с невысокой деревянной изгородью. Здесь росли кусты и деревце, вершина которого едва достигала крыши дома.
      Переезд на новую квартиру на некоторое время выбил писателя и его домашних из привычной колеи. «Пишу Вам не тотчас по приезде, как писал в последнем письме, а неделю спустя. Переездная сутолока, возня с убранством комнат, угар новой квартиры и сплошное безденежье совсем сбили меня с панталыку», - сообщал Чехов Н. А. Лейкину.
    
 chehov6.jpg
 Вид Садовой улицы от бывших Триумфальных ворот
(ныне площадь Маяковского). Фототипия 1888 г
В первые годы жизни в доме на Садовой-Кудринской материальное положение семьи Чеховых было крайне стесненным. Но Чеховы дружно и весело преодолевали все затруднения. Не хватило денег на приобретение штор нa окна - повесили занавески. Не было средств на приглашение маляра - комнаты оклеили сестра и младший брат писателя. Впрочем, Чеховы и впоследствии не избегали подобных домашних работ. В конце 80-х годов, мечтая о приобретении своего уголка в деревне, Антон Павлович писал: «Многое сами сделаем, ибо к этому с малолетства приучены».
     Конечно, обстановка дома Чеховых не оставалась неизменной. По мере улучшения материального положения семьи приобретались новые вещи. Однако, рассказывая о жизни писателя в доме на Садовой-Кудринской, мы будем иметь в виду тот облик квартиры, который сложился к концу 80-х годов.
     Семья Чеховых занимала оба этажа особняка. Парадный ход вел в небольшую тесноватую прихожую. Здесь против входной двери находилась деревянная лестница на второй этаж. Oнa делила комнату на две равные, довольно узкие части. У левой стены стояла деревянная вешалка, на которой обычно висело много пальто. Никаких других вещей в прихожей не было. Вместо столика, если нужно, служил глубокий, как во всех старинных домах, подоконник. Стены были окрашены масляной краской, что еще более подчеркивало суровую простоту прихожей.
     Зато очень нарядной была лестница. Сестра писателя Мария Павловна, вспоминая, шутила, что лестница выглядела, «как в Благородном собрании» (так называли дворянский клуб в Москве, ныне Колонный зал Дома союзов). На ступеньках лестницы лежала красная ковровая дорожка, укрепленная ярко начищенными медными прутьями. Перила были обтянуты красным Манчестером (род бархата) с бахромой. Материя была прибита медными гвоздиками.    
chehov7.jpg
 Кабинет А. П. Чехова. Рисунок М. П. Чехова. 1889 г
     Слева от прихожей (если стать лицом к лестнице) располагались личные комнаты А. П. Чехова. С чувством благоговения входишь в комнату, где работал гениальный писатель.
     Первое впечатление от кабинета А. П. Чехова - он очень прост и типичен для своего времени. Таким мог быть кабинет небогатого врача или учителя гимназии.
      Кабинет - довольно большая комната, с двумя окнами выходящими во двор. В комнате всегда было недостаточно светло, а теперь здесь еще сумрачнее, так как построенный позднее соседний дом заслоняет свет. В кабинете высокая кафельная печь, стены оклеены темно-оливковыми обоями. Обстановка кабинета очень скромная - письменный стол, полки с книгами, мягкая мебель в светлых чехлах, расставленная возле овального, покрытого плюшевой скатертью стола. На столе невысокая керосиновая лампа с круглым абажуром. На полу ковер.
      Рядом с кабинетом находится маленькая, уютная спальня Антона Павловича. Большое окно - «фонарь» выходит на Садовую-Кудринскую улицу. Стены оклеены светлыми обоями, и комната, особенно в солнечные дни, кажется наполненной светом.
     
chehov8.jpg
 Спальня А. П. Чехова. Рисунок М. П. Чехова. 1889 г
Рядом с кабинетом и спальней А. П. Чехова находилась комната младшего брата - Михаила Павловича, тогда студента.
      Наверху, слева от лестничной площадки, была гостиная - самая шумная комната чеховского дома. Обстановка этой большой комнаты, оклеенной светло- желтыми обоями, была простой и уютной. При входе направо стояли диван и овальный стол, покрытый бархатной скатертью. На столе - нарядная голубая фарфоровая лампа с зеленым шелковым абажуром,  альбом с семейными фотографиями.
      У левой стены - пианино, над ним - картина. На окнах - лиловые ламбрекены, легкие тюлевые занавески. В простенке между окон - круглые висячие часы. Возле окон - азалии и фикусы в горшках, кактусы в соломенной жардиньерке. На полу - ковровые дорожки с геометрическим орнаментом. Кроме того, в гостиной стоял аквариум, и одну из стен украшала большая, не вполне законченная картина Николая Павловича Чехова «Бедность», изображавшая швею, уснувшую за работой.
     Писатель А. С. Лазарев-Грузинский вспоминал, что рассказывал ему Чехов о происхождении обстановки гостиной: «Указав на аквариум, пианино и мебель, Чехов сказал мне: «Хорошо быть литератором... Это все дала мне литература». Но когда я с некоторым почтением взглянул на вещи, данные литературой, Чехов рассмеялся и пояснил, что пианино взято им напрокат, а часть мебели принадлежит его брату Николаю. Кажется, это была в некотором роде литературная мебель».
     В письме к брату Александру Павловичу в 1883 г. Чехов сообщает: «Живем сносно... Есть пианино, мебель хорошая. Помнишь уткинскую мебель? Теперь вся она у нас». Эта «уткинская мебель» попала в квартиру Чехова довольно оригинальным путем. В 1883 г. издательница юмористического журнала «Будильник» потерпела финансовый крах. Так как у нее не было денег, она заплатила гонорар сотрудникам журнала, в том числе и брату писателя художнику Николаю Чехову, мебелью из редакционной квартиры. Николай Павлович, живший в «номерах», отдал мебель своей семье.
     Рядом с гостиной находилась комната сестры писателя, Марии Павловны. Фактически она была продолжением гостиной, из которой сюда вели две двери. Комната выходила на Садовую-Кудринскую двумя глубокими выступами, в каждом из которых было по большому окну-«фонарю». Оба выступа и кафельная печь делили комнату на две равные части. В одной половине Мария Павловна устроила свой кабинет, в другой - спальню. В кабинетике были небольшой письменный стол и диван, состоявший, по словам Марии Павловны, из двух кресел. В спальне, напротив окон стояла кровать.
      Справа от лестничной площадки второго этажа был коридор, из которого дверь вела в столовую. Это небольшая комната с обоями светло-желтого, солнечного цвета. Посредине комнаты - длинный обеденный стол, вокруг него - венские стулья. Над столом висит типичная для того времени керосиновая лампа на блоке, с белым стеклянным абажуром. Слева от входа - кафельная печь и буфет. На стене справа - большая географическая карта европейской части России. На одном простенке возле входа - маленькая картина в деревянной раме, на другом - поднос. На двери темно-вишневая драпировка…
      Местоположение дома нравилось Антону Павловичу. «Живу в Кудрине на Садовой - место чистое, тихое и отовсюду близкое, не то что Якиманка», - писал Чехов вскоре после переезда. И в самом деле, совсем недалеко был центр города с магазинами, театрами, концертными залами.
      Справа от дома Корнеева располагались кварталы дворянской Москвы с уютными особнячками, зелеными улицами и дворами. Это район между Арбатом, бывшими Поварской, Пречистенкой и Остоженкой. Слева, между Малой Никитской и Тверской, шли переулки, заселенные мелкими служащими, ремесленниками, студентами. От Кудринской площади под гору вела короткая, узкая улица, переходившая в Большую Пресню (тогда она казалась москвичам далекой окраиной). Вблизи особняка до наших дней сохранился ряд домов, которые видел Чехов. На площади Восстания, между улицами Герцена и Воровского, находится двухэтажный дом, где в 70-х годах жил П. И. Чайковский… Напротив дома помещалась также редакция журнала «Артист», в котором в 1889-1890 гг. было напечатано несколько одноактных пьес Чехова.

* * *

      В 1954 г., когда Советская страна и все человечество отмечали пятидесятилетие со дня смерти Чехова, здесь по решению правительства СССР был открыт музей великого писателя.
      Датой второго рождения дома Чехова стало 14 июля 1954 г. В этот день залы музея не смогли вместить всех пришедших. На торжестве открытия присутствовали представители советской общественности, деятели науки и культуры, родные писателя - жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова и племянник Сергей Михайлович Чехов. С волнением и радостью вошли первые посетители в бывший дом Корнеева…
      Если прежде дом в Кудрине «притягивал» к себе друзей и знакомых Чехова, то в наши дни он привлекает многочисленных посетителей. Ежедневно сюда приходят люди различных профессий, возрастов, характеров. И это не обычные посетители музеев, это читатели-друзья. Они часто посещают московский дом Чехова, чтобы еще и еще раз побыть в его живительной атмосфере…
     Два раза в год - 29 января, в годовщину со дня рождения писателя, и 15 июля, в день его смерти, музей проводит традиционные дни открытых дверей. Научные сотрудники ведут экскурсии, читают лекции и доклады, выступают артисты, чтецы, музыканты. В музее устраиваются также научные заседания и вечера, посвященные творчеству писателя и современникам Чехова.
    
chehov9.jpg
 Гостинная в доме-музее на Садово-Кудринской
«Если хотите понять Чехова, - посетите его дом. Вы поймете всю удивительную скромность и обаяние этого необыкновенного человека». Эта запись как бы подводит итог многочисленным отзывам о музее. Вот еще характерный отзыв: «Маленькие комнаты этого маленького домика, а как Широко раздвигают они многогранную жизнь великого труженика, чудесного русского писателя А. П. Чехова!»
 
Copyright © 2007
Центральная городская детская библиотека им А.П. Гайдара
дизайн
dt посетителей: 17315744