На главную Контакты Карта сайта На главную
Главная arrow Писатели и книги arrow Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец
Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец Версия для печати Отправить на e-mail
lomonosov.jpgМихаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)

«Соединяя необыкновенную силу воли
с необыкновенною силою понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшею страстию
сей души, исполненной страстей. Историк,
ритор, механик, химик, минералог, художник
и стихотворец, он все испытал и все проник».
А.С.Пушкин

    
     Михаил Васильевич Ломоносов родился 8(19) ноября 1711г. в селе Мишанинском (рядом с Денисовкой) Холмогорского уезда Архангельской губернии.
     Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был крестьянином-рыбаком, мать Елена Ивановна Сивкова дочь дьякона из тамошних мест. Отец Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров), черносошный крестьянин, имел землю и суда для промысла по Мурманскому берегу; Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком он ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан и нередко подвергался опасностям.      Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Но круг чтения ограничивался на первых порах церковными книгами псалтырью и часословом. И только после настойчивых поисков Ломоносову удалось достать учебные книги: «Арифметику» Леонтия Магницкого и "Грамматику" Мелетия Смотрицкого. Позже Ломоносов называл эти книги «вратами своей учености».
     Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка. Он читал, как сообщается в академической биографии 1784г., «внятно… с особливой приятностью и ломкостью голоса». К 14 годам он прочел все книги, которые мог достать.
     Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.
       В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич, побуждаемый жаждой знания, почти без денег, пешком отправился с рыбным обозом в Москву.
   В Москве сначала Ломоносов подался в Цифирную школу, но то, что изучалось там, юноша уже знал и поэтому стал добиваться зачисления в Славяно-греко-латинскую академию (иначе Спасские школы) лучшее в то время учебное заведение страны. Однако сделать это было не так просто. Славяно-греко-латинская академия была рассчитана на детей привилегированных сословий: дворян и духовенства. Крестьянских детей туда не принимали. Ломоносов решил пойти на хитрость: он назвал себя сыном холмогорского дворянина и, успешно выдержав вступительные экзамены, был зачислен в младший класс академии. Начались долгожданные дни учения.
     Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими одинадцатью учениками “в науках достойными” был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук. Начался новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности.
     В сентябре 1736г. Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горнорудного дела, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”.
     lomonosov1.jpg В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
     В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в ра звитии России. В 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.
     Весной 1765г. М.В.Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 15 апреля скончался на 54-м году жизни.
    М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Главным сочинением Ломоносова по языку была Российская грамматика, написанная в 1755 и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России.
   Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII в., при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

Краткая хроника жизни:
19 ноября 1711 - М. В. Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангельской губ. в семье помора.
1730 - М. В. Ломоносов с рыбным обозом ушел учиться в Москву. Учился в Славяно-греко-латинской академии, в Киевской духовной академии и в университете при Петербургской Академии наук.
1736-41 - М. В. Ломоносов находился за границей, где изучал естественные и технические науки.
1742 - М. В. Ломоносов назначен адъюнктом физического класса, а в 1745-м - профессором химии (академиком) Петербургской Академии Наук.
1743 - "Краткое руководство по риторике", переработано в 1748-м, в котором положил начало научному изучению русского языка.
1747 - Ода "На день восшествия на престол Елисаветы Петровны".
1748 - работа "Опыт теории упругости воздуха", где объяснял упругость газов движением их частиц, таким образом вплотную подойдя к теории атомического строения вещества. Основал при Академии химическую лабораторию.
1754 - создание мозаичного портрета Петра Первого в Эрмитаже и др. Возрождение в России искусства мозаики и изготовления смальты для нее. Позже - патриотическое панно "Полтавская баталия " ( 1762-64) в здании Академии наук и др.
1755 - открытие Московского университета, "Российская грамматика".
1756 - первые опыты по обжиганию металлов в закрытом сосуде (закон сохранения вещества).
1760 - избран членом Шведской Академии наук. Выход "Краткого Российского летописца с родословием", положившего начало научному изучению истории.
1761- установил, что Венера окружена атмосферой, сконструировал точный телескоп.
1763 - работа "О слоях земных", где образование земных слоев объясняется сложными процессами, происходящими в природе.
1764 - избран почетным членом Болонской Академии наук. 1766 - М. В. Ломоносов - "Древняя Российская История", которая сыграла огромную роль в развитии русской историографии.
15 апреля 1765 - М. В. Ломоносов умер в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

При подготовке материала были использованы статьи:

1. Кто такая? Кто такой?// Веселые уроки .- 2004.- № 4.- С. 20-23
2. Воскобойников В. Жизнь замечательных детей-2: рассказы// Путеводная звезда.- 2004.- № 11.- С. 11-13

ЦГДБ им. А. П. Гайдара
Справочно-библиографический отдел
Библиограф: Шилина Е. В.
 
< Пред.   След. >
Copyright © 2007
Центральная городская детская библиотека им А.П. Гайдара
дизайн
dt посетителей: 17264565